О фонде

Эндаумент-фонды (в терминологии российского законодательства - Фонды управления целевыми капиталами) - фонды, формируемые за счет пожертвований денежных средств, доход от которых направляется на благотворительные цели. При этом сумма пожертвования остается неприкосновенной. 

Зарубежная практика эндаумент-фондов высших учебных заведений включает в себя сотни лет. Благодаря этому, объем накопленных средств и ежегодный доход от эндаументов позволяет ведущим мировым университетам быть финансово устойчивыми, осуществлять дорогостоящие и долгосрочные образовательные, научные, социальные и инфраструктурные проекты. Во многом, это и является причиной успеха зарубежных научно-образовательных моделей.

Крупнейшие эндаумент-фонды вузов США
Университет Размер фонда, млрд долларов США Позиция в рейтинге QS-2016 Позиция в рейтинге THE-2016 Позиция в рейтинге ARWU-2016
1 Harvard University 37,6 3 6 1
2 Yale University 25,5 15 12 11
3 Princeton University 22,3 11 7 6
4 Stanford University 22,2 2 3 2
5 Massachusetts Institute of Technology 13,5 1 5 5
6 University of Pennsylvania 10,1 18 17 18
7 University of Michigan 9,8 23 21 23
8 Columbia University 9,6 20 15 9

Законодательные основы российской практики создания эндаумент-фондов при университетах появились с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". С этих пор в стране создано более 60 университетских эндаумент фондов.

Крупнейшие эндаумент-фонды вузов России
Университет Размер эндаумент-фонда, млн рублей
1 Сколковский институт науки и технологий 4080
2 Европейский университет в Санкт-Петербурге 1516
3 МГИМО 1400
4 СпбГУ 1036
5 НИУ ВШЭ 385
6 Российская экономическая школа 317
7 Финансовый университет при Правительстве РФ 268
8 ДВФУ 245
9 СВФУ 213
10 МФТИ 166
Эндаумент-фонды вузов г. Томска
Университет Размер эндаумент-фонда, млн рублей
1 Томский политехнический университет  не менее 24,1
2 Томский государственный университет  не менее 10,1
3 Томский университет систем управления и радиоэлектроники  не менее 3
4 Сибирский государственный медицинский университет  не менее 3
5 Томский государственный архитектурно-строительный университет в процессе создания

Фонд управления целевым капиталом ТГАСУ

  • Cоздан для формирования, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу единственного получателя - ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет».
  • Доход от целевого капитала можно использовать только в целях развития ТГАСУ в сферах: образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, искусства, архивного дела, социальной помощи.

Наиболее частые цели и направления использования дохода от целевого капитала:

  • поддержка новых образовательных программ;
  • стипендиальная и грантовая поддержка сотрудников и обучающихся;
  • издание научной и методической литературы;
  • проведение конференций и соревнований;
  • оплата стажировок;
  • адресная социальная помощь нуждающимся.

Преимущества фонда целевого капитала для ТГАСУ

  • открытый и прозрачный механизм привлечения спонсорской помощи, как для благотворителей, так и для университета;
  • диверсификация доходов;
  • дополнительная возможность поощрения талантливых сотрудников и обучающихся;
  • стабильный источник доходов, позволяющий реализовывать долгосрочные проекты;
  • отсутствие налога на прибыль на средства, полученные из фонда;
  • неприкосновенность тела целевого капитала;
  • увеличение доли внебюджетных средств в консолидированном бюджете университета;
  • развитие отношений с партнерами и выпускниками вуза.
  • наличие при вузе эндаумент-фонда положительно оценивается как рейтингами, так и Министерством образования и науки РФ.

Преимущества фонда целевого капитала для благотворителей

  • целевое использование средств;
  • прозрачность отчетности;
  • социальный налоговый вычет в сумме пожертвований (ст. 219 НК РФ (п. 1, пп. 1);
  • передача денежных средств не облагается НДС;
  • возможность вхождения в Попечительский совет при внесении более 10% от тела капитала на данный момент;
  • возможность определения целей, на которые будет расходован целевой капитал;
  • публикация информации о благотворителе на сайте фонда (для организаций - возможны ссылки на сайт в сети Интернет);
  • PR благотворительной деятельности организации (мецената) в СМИ;
  • учреждение отдельного целевого капитала (в случае пожертвования 3 млн руб и более).