История

Появление дистанционной формы обучения разные исследователи относят к разным периодам. Так, в одних источниках мы встретим утверждение, что дистанционное обучение появилось еще в XVII веке, когда Яков Каменский ввел в систему образования иллюстрированные учебники (с помощью которых можно было познавать азы общих наук самостоятельно).

Другие же исследователи считают, что зарождение «обучения на расстоянии» непосредственно связано с Исааком Питманом, который впервые использовал в обучении стенографов почтовые отправления. Такой способ получения знаний стал называться корреспондентским. 

Дальнейшее развитие дистанционное обучение получает в Советском союзе с появлением заочного образования — в этой форме объединилось корреспондентское и очное обучение. Сегодня получение знаний заочно широко распространено и пользуется  спросом, особенно среди тех, кто желает получить второе образование, да и для тех, для кого учиться на дому легче.

Начало двадцатого века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество вузов во всем мире вели и ведут его до сих пор. 

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз, появилась возможность наблюдать за процессами. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов.

Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащегося не было возможности получить обратную связь. 

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные «обучалки» появились на первых компьютерах в виде различных игр. Потом возникли и более сложные обучающие комплексы, вплоть до симуляторов реальности. 


Интернет стал огромным прорывом, более значительным, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения. 


Дистанционное обучение начинает интегрироваться с реальным обучением, в то же время очень часто наблюдается перекос в сторону одной или другой системы. 

Несколько сотен фирм, в том числе и такие крупные, как Microsoft, разрабатывают программные продукты для обучения. 

Однако нельзя не отметить и разочарования в системе дистанционного обучения. Бюджеты компаний в 2004-2006 на закупку e-learning курсов резко снизились. Дальнейшее повышение расходов произошло за счет выхода на рынок новых покупателей. Причиной спада было осознание низкой эффективности дистанционного обучения по целому ряду параметров, таких как отсутствие мотивации, неэффективность в развитии вербальных навыков и так далее. 

Современную историю российского дистанционного образования принято отсчитывать с 1997 года, со дня выхода указа Министерства образования, которым разрешалось проводить эксперименты в этой сфере.

При формировании данного раздела использованы материалы с сайтов: http://interneturok.ruhttp://www.samoupravlenie.ruhttp://www.mental-skills.ru