Уровни и направления подготовки

В  системе высшего профессионального образования России основные образовательные программы реализуются:

  • по ступеням образования — в соответствии с государственными образовательными стандартами «второго поколения» (ГОС). Прием на образовательные программы по ступеням (по ГОС) завершен 31 декабря 2010 г. (260-ФЗ от 10.11.2009);
  • по уровням образования — в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) «третьего поколения».

Бакалавриат — первый уровень высшего профессионального образования, подтверждаемый присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» по результатам прохождения итоговой государственной аттестации. Бакалавр может продолжить обучение в магистратуре. Абитуриенты, получившие образование соответствующего профиля в техникуме, могут обучаться по сокращенным программам бакалавриата.

Магистратура – второй уровень высшего профессионального образования. Обучение в магистратуре направлено на подготовку специалистов, способных к осуществлению успешной научно-исследовательской, педагогической, опытно-конструкторской и инновационной деятельности в российских и международных компаниях. Магистратура введена в структуру высшего профессионального образования с целью обеспечения доступности профессионального образования соответствующего уровня, подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на различные виды инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки, и обеспечения академической мобильности в образовании.

Специалитет — второй уровень высшего профессионального образования, традиционная форма российского высшего профессионального образования, реализуемая в настоящее время и по государственным образовательным стандартам «второго поколения» (ГОС) и по стандартам «третьего поколения» (ФГОС). Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки специалистов по очной форме обучения составляет не менее 5 лет.

По окончании обучения по направлениям подготовки специалистов по ГОС по результатам итоговой государственной аттестации выпускникам присваивается квалификация (степень) «дипломированный специалист». Для выпускников возможно продолжение обучения в магистратуре или аспирантуре. Для выпускников с квалификацией «дипломированный специалист», продолжение образования по направлениям подготовки магистров не рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться за счет бюджетного финансирования, по результатам успешного прохождения вступительных испытаний.

По окончании обучения по направлениям подготовки специалистов по ФГОС по результатам прохождения итоговой государственной аттестации выпускникам присваивается квалификация (степень) «специалист». Для выпускников возможно продолжение обучения в магистратуре или аспирантуре. Для выпускников с квалификацией «специалист», получение образования по основным образовательным программам подготовки магистров, рассматривается как получение второго высшего образования. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста (по ФГОС) не допускается.

Аспирантура - третий уровень высшего профессионального образования. Целью обучения в аспирантуре является формирование специалиста, имеющего навыки выполнения научно-исследовательских работ и способного в научной сфере ставить и решать научные задачи. При обучении в аспирантуре аспирант получает опыт выбора актуального научного направления, обоснования темы исследования, работы с литературой, организации и проведения эксперимента, получения и обработки данных, сравнительного анализа результатов исследования и их обобщения в виде выводов.