«За строительные кадры», № 6, апрель 2005 г.

УТВЕРЖДЕНЫ КАНДИДАТЫ НА ДОЛЖНОСТЬ РЕКТОРА ТГАСУ

15 апреля состоялось очередное заседание ученого совета ТГАСУ. На нем были утверждены кандидаты на должность ректора Томского государственного архитектурно- строительного университета. Ими стали заведующий кафедрой архитектуры гражданских и промышленных зданий профессор Сергей Николаевич Овсянников и проректор по информатизации ТГАСУ, заведующий кафедрой прикладной математики, профессор Михаил Иванович Слободской. Конференция по выборам ректора состоится 29 апреля. Биографии кандидатов и их программы будущей деятельности читайте на следующих страницах газеты.

 

БИОГРАФИЯ

Овсянникова Сергея Николаевича

Родился 3 сентября 1957 года в г. Томске. Русский. Отец – Николай Дмитриевич - инвалид Великой Отечественной Войны, умер в 2002 году. Мать – Антонина Васильевна - ветеран тыла и труда.

В 1974 году окончил школу № 24 в г. Томске и поступил в ТИСИ. В 1977 году переведен в Ленинградский инженерно-строительный институт, который в 1979 году окончил с отличием по специальности ПГС. Учился в аспирантуре ЛИСИ на кафедре физики. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию в НИИ строительной физики (НИИСФ, г. Москва). В ТИСИ–ТГАСУ с 1979 года. Избирался на должности ассистента, старшего преподавателя, доцента. В 1994 году был избран на должность декана архитектурного факультета, а в 1995 году – архитектурно-строительного факультета. В 2001 году защитил докторскую диссертацию в НИИСФ на тему "Распространение структурного звука в гражданских зданиях". В ноябре 2001 года назначен заместителем проректора по научной работе ТГАСУ. В 2002 году избран на должность профессора, а затем заведующего кафедрой "Архитектура гражданских и промышленных зданий" ТГАСУ.

Опубликовал монографию и 55 научных трудов. Участвовал в международных научных конференциях и конгрессах, посвященных звуку и вибрации. Неоднократно выигрывал гранты и являлся победителем конкурса проектов по подпрограмме Министерства образования "Архитектура и строительство".

Участвовал в решении многих актуальных проблем города Томска. Руководил разработкой карты шума г. Томска, разработал систему дифференцированной оплаты жилищного найма, принимал участие в разработке программы энергосбережения в г. Томске, осуществлял научное руководство разработкой муниципальной программы "Жилище" г. Томска. Принимал участие в разработке Территориальных строительных норм Томской области "Тепловая защита жилых и общественных зданий", руководил раз работкой ТСН ТО "Специализированные жилые здания, предназначенные для социального найма" и многими другими НИР.

Лауреат премии администрации Томской области за разработку программы энергосбережения, награжден почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

Активно участвовал в общественной жизни, был членом профкома ТИСИ, депутатом Октябрьского райсовета народных депутатов, член лицензионного совета филиала Госстроя по Томской области.

Женат, жена Татьяна Юрьевна – доцент кафедры "Экономика строительства" ТГАСУ. Двое детей. Старший сын Михаил – студент факультета информатики ТГУ, младший Константин – учащийся гимназии № 24 г. Томска.

 

БИОГРАФИЯ

Слободского Михаила Ивановича

Слободской М.И. родился 12 октября 1947 г. в городе Великие Луки Псковской области, русский, гражданин России.

После окончания с серебряной медалью средней школы поступил на механико-математический факультет Томского госуниверситета, окончив который в 1971 г., был направлен в научно-исследовательский институт прикладной математики и механики при ТГУ. С марта 1972 г. по настоящее время в стенах ТИСИ–ТГАСА–ТГАСУ: ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой прикладной математики (1986 г. – по настоящее время), декан ФЭиМ, проректор по информатизации университета (2001 г. – по настоящее время).

Доктор физико-математических наук, профессор.

Академик МАН ВШ, член-корреспондент Международной академии информатизации.

Специалист в области имитационного моделирования процессов прочности и пластичности. Создал новое научное направление "Исследование явления скольжения в кристаллических материалах методами имитационного моделирования", провёл первое детальное исследование элементарного скольжения как единого целостного процесса, является одним из авторитетнейших отечественных специалистов в области имитации скольжения дислокаций через хаотическую сетку препятствий. Проводит исследования в области психофизиологии творческого мышления и поисков путей повышения эффективности коллективной деятельности. Участвовал в выполнении ряда грантов РФФИ, Минобразования, зарубежных фондов.

Автор 178 научных и научно-методических публикаций, в том числе 4 монографий, 1 учебного пособия.

Член секции РАН по физике конденсированного состояния, член Межгосударственного координационного Совета по физике прочности и пластичности материалов, член координационного совета и рабочей группы проекта "Создание Федерального ресурсного центра научного, научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой образоательной информационной среды в Сибирском федеральном округе" в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды РФ", член оргкомитетов нескольких постоянных международных конференций по проблемам прочности и пластичности.

Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В 2004 г. М.М. Слободскому указом Президента РФ присвоено почетное звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации".

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТА В РЕКТОРЫ ТГАСУ

Овсянникова Сергея Николаевича

Приняв решение участвовать в выборах ректора ТГАСУ, я понимаю всю ответственность данного шага и считаю необходимым представить свое видение проблем и перспектив развития университета на ближайшие годы.

ТГАСУ один из ведущих архитектурно-строительных вузов России, с богатыми традициями и высоким научным и кадровым потенциалом

Томский государственный архитектурно-строительный университет за свою более чем полувековую историю приобрел авторитет одного из ведущих архитектурно-строительных вузов в России. ТГАСУ внес большой вклад не только в развитие своего региона, по всей стране и за ее пределами трудится более 40 тысяч наших выпускников, которыми мы вправе гордиться.

Более 30 лет вузом руководит действующий ректорат, и за эти годы вырос кадровый состав и материальная база вуза, кратно выросло число обучаемых студентов. Формируется университетский комплекс, включающий все ступени подготовки специалистов от среднего специального образования до докторов наук. Университет интегрирован в региональный строительный комплекс, разрабатывает и внедряет новые технологии на региональном строительном рынке и обеспечивает их кадровое сопровождение. В университете сформирована уникальная социальная инфраструктура. Несмотря на тяжелые для высшей школы годы реформ, наш университет сильно вырос и вышел на новый этап развития. Опираясь на традиции достижения университета, мы должны представить новые перспективы и поставить задачи, соответствующие требованиям нового времени.

 

Экономическое положение и проблемы университета в свете реформы обра- зования

15 лет экономических реформ в России для системы высшего образования прошли в условиях хронического недофинансирования. С 1999 года положение стало улучшаться, но в целом экономическая ситуация в вузах не позволяет удовлетворять потребности общества в доступном и качественном образовании. Бюджетное финансирование на 1 студента в 30–40 раз меньше, чем в развитых странах при относительно сопоставимом уровне цен на потребительском рынке.

Проект модернизации высшей школы имеет цель повысить качество, доступность и эффективность образования. Вузы должны интегрироваться в рыночную среду. Изменятся принципы финансирования вузов государством. Бюджетное финансирование, в конечном итоге, будет осуществляться на основе государственного заказа, а его объем будет зависеть не только от аккредитационных показателей и авторитета вуза в целом, но, прежде всего, от аккредитационных показателей выпускающих кафедр и обеспеченности конкретных специальностей, а также от качества набора. Готовится введение государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) и системы образовательных кредитов. В условиях демографического спада резко возрастает конкуренция между вузами на региональном рынке образовательных услуг. Безупречная репутация, кадровый потенциал, современные образовательные и инженерные технологии и материальная база вуза вот основа нашей конкурентоспособности на рынке образовательных и научно-технических услуг.

Коллектив университета научился зарабатывать на образовательных, проектных и инжиниринговых услугах. Объем внебюджетных доходов в последние годы достиг уровня бюджетного финансирования, однако сложившаяся практика использования внебюджетных средств не создает мотивации труда сотрудников. По данным профсоюзов зарплата преподавателей ТГАСУ в 1,5–2 раза ниже, чем в других вузах Томска. При учебной нагрузке, значительно превышающей рекомендуемые Министерством нормы, большинство преподавателей практически не имеет доплат из внебюджетных средств. Открытие в течение нескольких лет большого числа новых специальностей в университете не было в достаточной мере подкреплено кадрами и материальными ресурсами. В результате объемы учебной работы общепрофессиональных и специальных кафедр оказались раздутыми многими разноплановыми дисциплинами на малых потоках. Чрезмерная учебная нагрузка преподавателей при низкой зарплате не только не способствует качеству образовательного процесса, но и не оставляет времени для методической, научной и хоздоговорной деятельности. Резервы экстенсивного роста университета практически исчерпаны, исчерпан и физический ресурс людей. Профессорско-преподавательский состав стареет, молодежь на кафедрах, как правило, долго не задерживается, т.к. уровень оплаты не позволяет содержать семью, а пример старших коллег, загнанных в поисках приработка, отнюдь не вдохновляет. Мы уже сейчас теряем лучшие кадры и, прежде всего, на специальных кафедрах. Кто будет учить студентов уже через несколько лет? Рыночные реформы в высшем образовании неизбежно заставят считаться с ценой преподавательского труда на региональном рынке трудовых ресурсов.

Университету предстоит серьезная борьба за восстановление объемов бюджетного финансирования науки. В 2004 году Министерство образования и науки России исключило из финансирования ведомственную подпрограмму "Архитектура и строительство". В этих условиях предстоит больше внимание уделить получению грантов по фундаментальным наукам, а также участию в субфедеральных и муниципальных программах и, прежде всего, в Томской области. На повестке должно стать создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, что, при должном патентном сопровождении НИР, может дать приличную интеллектуальную ренту.

Предстоит огромная работа ректората и всего коллектива по переводу университета на современные методы хозяйствования, в основе которых должны стать стимулирование и адекватное вознаграждение труда преподавателей и сотрудников всех подразделений.

 

Стратегия развития университета

Основа стабильного развития вуза – соответствие требованиям общества, государства и условиям рынка образовательных и инжиниринговых услуг. Если архитектурно-строительная деятельность материализует создаваемую человеком среду жизнедеятельности, то архитектурно-строительное образование предопределяет ее качество на многие десятилетия вперед. Миссия ТГАСУ это качественная подготовка кадров, ориентация молодежи на позитивное и конструктивное участие в жизни общества, развитие науки и технологий в архитектуре, строительстве и смежных отраслях, решение стратегических вопросов развития жилищной, транспортной и коммунальной инфраструктуры региона, создание благоприятной среды жизнедеятельности и условий для роста благосостояния населения Томска и Томской области.

В течение последних 15 лет наш университет более чем вдвое увеличил число специальностей, развил сеть филиалов, преобразовался в университетский комплекс. Развитие инфраструктуры и новое строительство потребовало мобилизации внебюджетных ресурсов университета. Это стратегическое направление развития оправдывало себя многие годы, пока не встал вопрос: кого учить и кому учить. Теперь нужно детально оценить эффективность всех направлений деятельности вуза и разработать обоснованную программу развития, в основе которой лежат:

- повышение конкурентоспособности университета за счет расширения спектра и улучшения качества образовательной деятельности, внедрения новых образовательных технологий;

- демократизация системы управления вузом, придание ученому совету, высшему руководящему органу университета, реальных функций и полномочий управления;

- стратегическое планирование и бюджетирование, при которых каждое подразделение и каждый сотрудник знают и понимают свои задачи и, главное, видят результаты своей работы;

- создание системы стимулирования труда, основанной на адекватном вознаграждении реальных результатов деятельности;

- развитие инновационной и инжиниринговой деятельности, поддержка и развитие малого бизнеса, формирование на этой основе научно-производственно-образовательного комплекса;

- интеграция университета в международное образовательное пространство на основе Болонского соглашения и адаптация системы подготовки дипломированных специалистов-инженеров к новым требованиям.

 

Основные задачи деятельности ректората и коллектива на ближайший период

В складывающихся условиях перехода высшего образования к рыночным отношениям основнойцелью деятельности администрации вуза является разработка и реализация стратегии развития вуза на принципах гармонизации интересов государства и трудового коллектива. Деятельность ректората должна обеспечить выполнение миссии университета и соблюдение экономических и профессиональных интересов коллектива преподавателей, сотрудников и студентов.

Основныезадачиректората и коллектива университета:

- Обеспечить формирование университетского комплекса,его оптимальной инфраструктуры. Объем и формы образовательной деятельности должны соответствовать требованиям рынка труда и условиям экономической целесообразности. Система управления вуза и его инфраструктура должны обеспечивать эффективность и непрерывность образовательного процесса от уровня средней профессиональной подготовки до соответствующих ступеней подготовки и переподготовки инженерных и научных кадров.

- Развитие кадрового потенциала. Научные школы – это основа университета, а преподавательские и научные кадры – его главный ресурс. Для его развития необходимо обеспечить уровень оплаты труда преподавателей, по крайней мере, не ниже, чем в других вузах Томска, при этом не перегружать преподавателей учебными поручениями. Поскольку сегодня образовательный процесс, в основном, держится на старшем поколении преподавателей, следует проявить максимум заботы о наших ветеранах, достойно вознаграждать их труд и создать им условия для передачи знаний молодежи. Нужно максимально использовать внебюджетные средства для стимулирования профессионального роста преподавателей, повышения их квалификации, целевой поддержки аспирантов и докторантов, создания хороших условий для творческой работы и понятных механизмов социальной поддержки.

- Совершенствование учебного процесса требует современной системы управления и применения современных образовательных технологий, активного внедрения в процесс обучения деловых игр, комплексного курсового и дипломного проектирования на реальном материале, создания учебно-производственных комплексов совместно с предприятиями для целевой подготовки специалистов. Мы имеем хороший опыт интеграции образования с производством, и нужно предлагать бизнесу новые образовательные программы, нацеленные на подготовку элитных групп и студенческих творческих коллективов под реализацию реальных проектов. Сегодня бизнес и органы управления все больше нуждаются в молодых специалистах, обладающих современными знаниями и навыками, и готовы участвовать в практической их подготовке и переподготовке. Повышение качества образования следует достигать за счет стимулирования труда во всех подразделениях вуза, развития учебно-лабораторной базы, методического обеспечения и внедрения системы менеджмента качества. Этому будет способствовать оптимизация объема образовательной деятельности и снижение нагрузки на преподавателей. Для развития самостоятельной работы студентов и аспирантов следует значительно укрепить библиотеку, подключиться к мировым информационным ресурсам. Следует сделать дальнейшие шаги по пути интеграции университета в мировое образовательное пространство и привлечения иностранных студентов и аспирантов. Повышение качества образования следует искать в интеграции фундаментальных и профессиональных направлений подготовки. В спорах о соотношении фундаментальной и профессиональной подготовки нужно исходить из главной цели высшего профессионального образования – чтобы наши выпускники могли найти место на рынке труда и были способны впоследствии повышать свою квалификацию. Цель общеобразовательного цикла – вооружить студентаметодикой познания, научить его учиться, сформировать личностные качества, дать представления об устройстве мира и общества и фундаментальные знания, позволяющие освоить профессиональные дисциплины.

Цикл общепрофессиональных дисциплин должен дать системные и ясные представления и знания об объекте профессиональной деятельности и необходимые технические навыки. И, наконец, цикл специальных дисциплин должен дать устойчивые знания и профессиональные навыки, а также привить чувство профессиональной ответственности.

- Стимулирование развития научной деятельности в вузе. Для расширения научной деятельности нужно интегрировать интеллектуальные ресурсы специальных и общеобразовательных кафедр. В условиях сокращения бюджетного финансирования научной деятельности необходимо расширить участие в смежных программах и конкурсах грантов, активнее работать на нужды региона. Для вовлечения молодежи в науку нужно создать систему внутривузовских грантов, стипендий попечительского совета, корпораций и профессиональных ассоциаций. Для развития инновационной деятельности нужно создать в вузе условия для коммерциализации научных разработок, разработать нормативную базу передачи авторских прав и взаимодействия с коммерческими структурами при передаче новых технологий. Развитию инновационной деятельности способствовало бы размещение у нас постоянно действующей строительной выставки, регулярное издание каталогов разработок и инжиниринговых услуг вуза, активная реклама своей деятельности в средствах массовой информации.

- Развитие материально-технической базы учебного процесса, исследовательской деятельности и инжиниринговых услуг. Нужно разработать программу обновления учебно-лабораторной базы, подкрепленную ресурсами как бюджетными, так и внебюджетными, в том числе и спонсорской помощью предприятий и организаций архитектурно-строительного комплекса региона. Следует стимулировать развитие парка исследовательского оборудования за счет хоздоговорных средств кафедр, а также аккумулировать бюджетные и внебюджетные источники для комплектования Центра коллективного пользования и проката измерительной техники на базе службы метрологии. Дальнейшее строительство новых корпусов, приобретение, реконструкцию и капремонт учебных и вспомогательных зданий следует вести на основе детального экономического обоснования и, преимущественно, за счет бюджетных средств.

- Формирование спроса на образовательные и инжиниринговые услуги на основе совершенствования системы взаимодействия с региональными и муниципальными органами управления, строительными предприятиями и профессиональными ассоциациями. Университет должен активно участвовать в формировании научно-технической политики в регионе, инициировать разработку региональных и муниципальных программ. Реализация масштабных задач и проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, реконструкции жилищного фонда, энергосбережению, строительству жилья, транспортных сооружений в Томске, Томской области и соседних регионах должна проходить с нашим непосредственным участием. Наращивая объемы инжиниринговых услуг, мы будем стимулировать научно-исследовательскую и образовательную деятельность. Следует добиваться муниципального и субфедерального заказа на подготовку специалистов по ряду специальностей для городского хозяйства и лесного комплекса, поскольку обучение малочисленных потоков только на основе финансирования из федерального бюджета для вуза экономически неэффективно. Нужно вести активную рекламу.

- Воспитание будущих специалистов профессиональной элиты современного общества. Профессиональный и культурный уровень выпускников – основа репутации и престижа университета. В рыночных условиях профессиональный престиж – понятие материальное и для выпускников, и для вуза. Следует повышать статус инженерной и научной деятельности, приложить усилия по воссозданию истории и традиций факультетов и кафедр. Больше помогать развитию физкультуры и спорта, студенческого клуба университета. Особая роль в формировании личности студентов возлагается на общеобразовательные кафедры, которые с первого года обучения должны формировать культуру, мировоззрение и нетерпимость к нарушению морали и права, в том числе к жульничеству и протекционизму в учебном процессе. Студенческие советы и старостаты должны играть активную роль в жизни вуза, в совершенствовании учебного процесса, распределении материальной поддержки нуждающимся студентам, мест в общежитиях. На каждой кафедре, в каждом подразделении студент должен чувствовать уважение к себе, сочетающееся с профессиональной требовательностью, и это прорастет в его сознании высоким уровнем культуры и профессионализма.

- Развитие международных связей в области науки и образования. Следует всемерно поддерживать участие наших ученых в международных конференциях и конгрессах, приглашать крупных зарубежных ученых для чтения лекций. Активнее участвовать в международных конкурсах и грантах, шире знакомиться с опытом и образовательными технологиями передовых стран. Обеспечить информационную поддержку участия ученых университета в международных научных и образовательных программах, стипендиальных и грантовых конкурсах.

- Развитие издательской деятельности. Редакционно-издательский отдел должен вырасти до уровня издательства университета с соответствующими штатами и материальной базой. Нужно задействовать механизмы стимулирования написания монографий, учебно-методических работ и создания мультимедийных образовательных продуктов.

- Эффективная социальная политика. Главная задача ректората состоит в значительном повышении уровня оплаты труда преподавателей и сотрудников, улучшении условий для студентов. Для этого нужно оптимизировать расходы, не допускать нецелевого использования средств, использовать все резервы. Следует разработать реалистичную программу роста заработной платы в вузе. Система внебюджетных доплат должна состоять из двух частей: первая часть – обязательная для всех сотрудников в соответствии с уровнем квалификации, определяемая от суммы внебюджетных доходов, а вторая часть – по результатам деятельности конкретного сотрудника, таких как, написание учебника или пособия, монографии, участие в международном конгрессе, имеющем признание научной общественности, защита диссертации, победа студентов в конкурсах и олимпиадах. Вспомогательный персонал, работники хозяйственной части студенческого городка должны получать значительные надбавки за добросовестный труд. Особое внимание нужно уделить ветеранам университета, чтобы они чувствовали, что их помнят и ценят. Моральная поддержка сотрудников также имеет немаловажное значение. Нужно вернуть былую активность профсоюзов в решении социальных проблем преподавателей, сотрудников и студентов. Важнейшую работу профсоюзов по заключению коллективного договора нужно увязать с формированием бюджета университета, где и следует предусмотреть максимально возможное финансирование улучшения условий труда, заработной платы, материальной поддержки ветеранов, сотрудников и студентов, их лечения и отдыха, улучшения жилищных условий. Нужно сохранить и продолжить развитие социальной инфраструктуры: студенческого городка, детского сада и детского оздоровительного центра, профилактория, спортивных объектов. Необходима понятная система финансовой поддержки преподавателей и сотрудников при строительстве жилья.

Где взять средства для реализации масштабных задач? Конечно, добиваться увеличения бюджетного финансирования. Но мы должны также научиться относиться ко всем видам деятельности университета как к корпоративному бизнесу. Бизнесу честному и открытому с понятными для всех правилами. И использовать внутренние резервы, главным из которых является эффективная организационно-финансовая система управления вузом.

 

Организационно-финансовая система управления вузом

- Оптимизация системы управления университетом. Система управления вузом в рыночных условиях должна быть основана на принципах стратегического менеджмента, планирования и бюджетирования. Если кратко, то это: анализ, прогноз, выбор приоритетных направлений, разработка целевых программ и составление на их основе годовых бюджетов. Для выхода на этот уровень организации на первом этапе потребуется глубокий экономический анализ и разработка моделей развития вуза на основе анализа внешних и внутренних факторов и рисков. Следует преодолеть основной недостаток существующей централизованной структуры управления университетом, в которой специальные кафедры и факультеты, отвечающие за выпуск специалистов, оторваны как от процессов формирования контингента студентов, так и от распределения материальных и финансовых ресурсов, полученных в результате бюджетной и внебюджетной деятельности. Следует внедрить информационную систему на основе корпоративной компьютерной сети университета, позволяющую в реальном времени отслеживать положение дел в учебном процессе и работу всех подразделений. Существенный эффект может дать внедрение информационных технологий в организацию учебного процесса, формирование лекционных потоков и использование аудиторного фонда.

- Формирование открытого консолидированного бюджета вуза и его структурных подразделений, реализация бюджетного процесса с участием бюджетной комиссии ученого совета вуза. Содержание бюджетного процесса – это открытое планирование доходов и расходов по бюджетной и внебюджетной деятельности и строгий контроль за исполнением бюджета. Каждое направление деятельности (проректор), каждое подразделение (декан, заведующий кафедрой, руководитель службы) должны планировать доходы и расходы, располагать финансовыми ресурсами на календарный год. Бюджет должен приниматься с обстоятельным обсуждением в подразделениях и на ученом совете университета, а его выполнение должно контролироваться бюджетной комиссией с ежеквартальным отчетом на ученом совете. Бюджет должен стать законом для всех, начиная с ректора. Только в этом случае возникнет понимание каждым членом трудового коллектива деятельности ректората, руководителя подразделения и своей собственной роли в университете. Реализация принципа "больше заработал или сэкономил - больше получил" приведет к стимулированию эффективного и добросовестного труда каждого на своем месте.

- Рациональное управление имущественным комплексом. Сегодня университет обладает солидным имущественным комплексом, требующим больших затрат на его содержание, управление, обслуживание. Необходимо и впредь системно проводить работу по эффективному использованию имущественного комплекса, снижению расходов на коммунальные услуги и ремонт. В нашем строительном вузе есть все условия для минимизации затрат и обеспечения высокого качества при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта. Обоснование инвестиций, разработка проектной документации, конкурсный выбор подрядчиков и приемка работ должны вестись при участии ведущих специалистов кафедр, привлекаемых для экономической, технической экспертизы и надзора.

Уважаемые коллеги, я уверен, что демократизация системы управления университетом в условиях модернизации высшего образования является важным условием сохранения и развития университета и трудового коллектива. Грядущие реформы неизбежны, поскольку предопределены мировыми процессами интеграции образовательного пространства и рынков труда. Важно реализовать их в нашем университете планомерно, без резких движений, опираясь на лучшие традиции, мнение коллектива, ученого совета и Устав университета.

Роль ректора вижу в том, чтобы обеспечить нашему университету достойное место в новой экономической и социальной реальности.

Мы сделаем вместе всё, чтобы Томский государственный архитектурно-строительный университет развивался в интересах общества и трудового коллектива, обеспечивал высокий уровень подготовки специалистов и достойный уровень жизни преподавателей и сотрудников.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТА В РЕКТОРЫ ТГАСУ

Слободского Михаила Ивановича

"Никакая теория, программа, правительственная политика, ... не смогут сделать предприятие успешным: это могут сделать только люди". А. Морита.

Динамично развивающийся Томский государственный архитектурно-строительный университет является лидером высшего профессионального архитектурно-строительного образования за Уралом. По ряду направлений, мы в первых рядах Российской и мировой науки. Сохранить и приумножить темпы развития университета в сложных условиях модернизации высшей школы одна из задач нашего коллектива.

Миссия ТГАСУ

- сохранение и развитие лучших традиций классического архитектурного и инженерного образования при любых организационных преобразованиях высшей школы;

- формирование творческой, гармонично развитой личности, способной стать интеллектуальным потенциалом России;

- обеспечение фундаментальности образования на базе интеграции учебной, научной и практической деятельности;

- производство новых знаний;

- активное влияние университета на формирование высокого уровня архитектурно - строительной сферы региона на основе полного использования интеллектуального потенциала своих сотрудников и высокого качества выпускаемых специалистов.

 

Стратегические цели ТГАСУ

- подготовка специалистов – достойных граждан России, владеющих современной производственной культурой в избранной специальности, способных самостоятельно и своевременно осваивать необходимые новые знания в быстро обновляющемся мире технологий, способных быть лидерами и работать в команде, действовать в условиях конкурентной среды;

- формирование и развитие научно-педагогических школ;

- официально (юридически) стать ведущим архитектурно-строительным университетом Российской Федерации;

- обеспечить устойчивое развитие университетского комплекса в условиях модернизации сфер науки и образования и достойные условия для работы и жизни студентам и сотрудникам университета.

 

Миссия и стратегические цели университета будут обсуждены и приняты на первом заседании учёного Совета университета нового состава. Следующему заседанию учёного Совета университета предполагается представить на утверждение комиссию по разработке Комплексной программы развития ТГАСУ (КПР) на период 2006–2010 гг. на основе современной методологии стратегического планирования – документа, содержащего комплексы целевых установок, объединённые глобальной целью, соответствующих показателей достижения цели, систему проектов (программ), упорядоченных по степени важности и обеспеченных ресурсами. КПР будет включать два вида программ: комплексные программы по направлениям деятельности университета (совершенствование образовательной деятельности, развитие научных исследований и подготовка кадров высшей квалификации, развитие производственно-хозяйственной деятельности, совершенствование финансово-экономической деятельности, совершенствование управления университетом) и целевые программы развития университета (материально-техническая база, информатизация университета, дополнительное образование, международная деятельность, развитие корпоративной культуры и кадрового потенциала университета, менеджмент качества, социальный сервис и здоровье). Она так же будет включать концепции и целевые установки развития институтов в составе ТГАСУ, библиотеки, факультетов, кафедр и других подразделений. КПР университета будет представлена Ученому Совету для первого чтения в октябре 2005 г., и, с учетом полученных замечаний и дополнений, скорректирована и представлена Совету в декабре 2005 г. на утверждение.

До принятия КПР сложившаяся структура вуза, номенклатура служб и подразделений, их руководство и состав не претерпят существенных изменений

 

Программы по направлениям деятельности университета и целевые программы развития университета будут предусматривать:

в сфере образовательной деятельности

- решение проблемы формирования контингента поступающих в университет с достаточно высоким уровнем начальной подготовки и с учётом предстоящего демографического "провала": создание системы поиска и отбора талантливой молодёжи для обучения в университете посредством организации предметных олимпиад, творческих конкурсов среди учащихся выпускных классов и их профориентации на направления и специальности университета, углублённой подготовки ориентированных на поступление в университет по математике, информатике, естественнонаучным дисциплинам с участием преподавателей университета и сертифицированных педагогов средних учебных заведений; развития программного и методического обеспечения ФДП; создание системы довузовской подготовки в филиалах и представительствах, том числе по технологии дистанционного обучения; привлечение заинтересованных предприятий к поиску и отбору молодёжи, ориентированной на поступление в университет;

- оптимизация фундаментальной и прикладной направленности подготовки специалистов, профессонализация образования: профессиональная и социальная адаптация специалистов в быстро меняющихся техносфере и обществе требует основательной общей фундаментально-технологической (общеобразовательной, общетехнической, экологической, компьютерной,…) подготовки. Всё содержание обучения, включая фундаментальную подготовку, должно учитывать специфику архитектурно-строительного университета, концентрироваться вокруг ведущих идей науки, соответствовать принципам историзма, целостности и комплексности сообщаемого знания. Необходимо научить будущих специалистов ставить и решать задачи, связанные с их профессиональной деятельностью в оптимальном временном режиме, с достаточной полнотой и точностью, с последующим обобщением и анализом. Реализация такой программы – задача междисциплинарная, требующая систематических межкафедральных взаимодействий;

- совершенствование образовательных программ: внедрение в учебные планы принципа непрерывной компьютерной, экономической, экологической, фундаментальной подготовки; разработка взаимно-согласованных учебных программ по всем блокам дисциплин, оптимальных по соотношению видов учебных занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы), а также по соотношению между аудиторной и самостоятельной работой с целью достижения продуктивной деятельности студентов в течение всего периода обучения, развитие активных, эффективных и личностно ориентированных форм организации образовательного процесса;

- гуманитаризация образовательного процесса: ориентация на общечеловеческие ценности, воспитание уважения к истории отечества и патриотизма, формирование нравственной личности, ответственной за экологические и социальные последствия принимаемых инженерно-технических решений;

- усиление социально-экономической подготовки: ориентация на знание экономических законов развития общества, его правовых основ, формирование личности с рыночными социально-психологическими установками, способной к частному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе, принятию инженерно-экономических, инженерно-управленческих и инженерно-социальных решений;

- усиление языковой подготовки: повышение мотивации изучения иностранных языков студентами университета, учёт профессиональных потребностей будущих специалистов, построение межпредметных связей между общеобразовательными и специальными дисциплинами (для этого не требуется увеличения нагрузки); в связи с международной аккредитацией университета необходимо разработать и внедрить программы углублённого изучения иностранных языков для студентов специальностей, которые прошли такую аттестацию, но не за счет часов, отведенных на изучение специальных дисциплин;

- совершенствование системы элективных и факультативных дисциплин, авторских курсов, формирование образовательных траекторий, развитие и совершенствование заочного, дистанционного обучения студентов, экстерната; расширение сети филиалов университета, передача части бюджетных мест в филиалы;

- при открытии новых специальностей строить свою деятельность не только на основе учета реальных потребностей в высококвалифицированных кадрах, но и активно формировать эти потребности с учетом перспектив развития Томской области, Сибирского региона, России;

- расширение непрерывного (от среднего до докторантуры), дополнительного (параллельного) образования, переподготовки кадров: преобразовать ИНО-ТГАСУ в Межотраслевой ИНО-ТГАСУ, расширить спектр образовательных услуг, включая повышение квалификации преподавателей вузов, управленческих кадров для муниципальных образований и органов самоуправления; создать условия для подготовки сертифицированных специалистов в области информационных технологий; развить систему взаимовыгодного партнерства университета и работодателей с выходом на рынок труда в другие регионы, страны СНГ, страны дальнего зарубежья; создать условия для реализации академического потенциала университета на Российском и международном образовательных рынках;

- введение рейтинговой системы для оценки успешности работы студентов (текущей и окончательной); студент должен знать и гордиться результатами своего труда; итоговый рейтинг целесообразно подтверждать вкладышем к диплому;

- создание условий для прохождения процедуры международной аккредитации образовательных программ по специальностям ВиВ, ТГСВ, "Мосты и сооружения" институтом Британских инженеров-строителей;

- расширение и укрепление международного сотрудничества: направления работы должны быть сегментированы по регионам, видам деятельности, контингенту обслуживаемых; международный отдел должен уделять большее внимание изучению менталитета, особенностей культуры, способов ведения бизнеса и других характеристик партнёров; в составе международного отдела необходимо иметь специалистов по оформлению заявок на гранты, официальных переводчиков, службу консультирования предприятий по международной деятельности; отделу необходимо максимально использовать возможности учёных ТГАСУ, выезжающих в международные командировки, для приглашения в университет иностранных профессоров для чтения семестровых курсов, разработки совместных учебных курсов с последующей их аккредитацией;

- проведение необходимых действий по сертификации менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов в университете на основе международного стандарта ISO 9000. Идеология системы менеджмента качества ещё не доведена до каждого и не воспринята каждым сотрудником и студентом университета; отдел менеджмента качества необходимо расширить, наделить рядом дополнительных полномочий; необходима серьёзная переподготовка уполномоченных по качеству.

 

В сфере научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров высшей квалификации:

- создание условий для постоянного саморазвития и свободной реализации творческих возможностей учёных, в том числе для интеграции учёных университета в мировое научное информационное пространство;

- обеспечение единства научного и образовательного процессов с учётом первичной и определяющей роли научной деятельности, увеличение числа студентов, активно участвующих в научно-исследовательской работе, усиление индивидуальной работы с наиболее талантливыми студентами и их сопровождение по траектории магистратура-аспирантура-докторантура; внедрение в каждый специальный курс разделов, отражающих достижения учёных ТГАСУ и мировой уровень в данной конкретной области знаний, постановка лабораторных работ на основе новейших достижений в данной области знаний;

- наращивание объёмов финансирования научных исследований: разработать и внедрить гибкую политику установления ставок по накладным расходам; необходимо создать условия для того, чтобы деятельность малых предприятия, выполнение х/д, грантов различного уровня было привлекательным в стенах университета ,особо стимулировать крупные договора, гранты РФФИ, РГНФ, межкафедральные исследования;

- расширение инфраструктуры и объёмов инновационной деятельности и реализации интеллектуальной собственности: разработка инновационных программ на базе конкурентоспособных технологий; этой деятельностью преимущественно должны заниматься не ученые-авторы, а специалисты-менеджеры, объединённые в специальную службу университета (инновационный отдел).

- усиление интеграционных связей с академическим сектором науки и производством, создание системы научного обслуживания высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, увеличение масштабов междисциплинарных исследований по ключевым направлениям науки через активизацию участия в научно-технических программах и конкурсах грантов. Значительный вклад в развитие науки и совершенствование учебного процесса можно и нужно обеспечить за счет активизации использования информационно-коммуникационных технологий, дальнейшего расширения и совершенствования электронных ресурсов и сетей телекоммуникаций университета, развития лабораторных комплексов и систем управления, основанных на новых компьютерных технологиях, способных обеспечить управляемость и анализ работы технологических процессов;

- значительно усилить поддержку ведущих научных школ, отдельных ученых и талантливых молодых сотрудников (не различая архитекторов, математиков, физиков, строителей и др.); совершенствовать работу аспирантуры и докторантуры, увеличить количества аспирантов и докторантов (аспирантов необходимо "учить", а не только "делать" диссертации (примеры – М.А. Большанина, Л.Д. Ландау, Ж.И. Алферов) усилить их языковую подготовку), открыть, по меньшей мере, ещё два диссертационных совета; необходима прозрачная система приоритетов при наборе аспирантов, система поощрений защит диссертаций аспирантами и докторантами в срок; система поддержки (не только материальной) аспирантов и докторантов; в этом один из способов решения крайне важной и трудной задачи обеспечения воспроизводства научно-педагогических кадров;

- добиться официального признания ведущих научно-педагогических школ: профессоров О.Г Кумпяка, Э.В. Козлова, Л.Е. Ляховича, В.Е. Ольховатенко, Л.Е. Попова, Г.М. Рогова, В.В. Чешева, М.И. Шиляева и др.;

- шире использовать возможность представления к ученым званиям профессора и доцента достойных сотрудников университета, не имеющих соответствующих учёных степеней; таким сотрудникам надо ставить конкретные задачи (аспиранты, монографии, учебные пособия) с целью "доведения" их до соответствия Положению об учёных званиях;

- заслужить право включения журнала "Вестник ТГАСУ" в Перечень журналов и изданий, утверждённый Президиумом Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, в которых должны публиковаться основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора наук;

- разработать и внедрить в действие систему приоритетов при обновлении и модернизации приборной и программной базы научных исследований;

- пересмотреть в университете отношение к системе повышения квалификации и обучения (всех сотрудников университета, а не только ППС), в том числе и в области новых информационных технологий;

- стимулировать участие учёных университета в работе городских, областных, Российских структур;

- продвигать рекламу научно-технических достижений учёных ТГАСУ через ассоциацию "Сибирское соглашение", ассоциацию инженеров-строителей, ассоциацию выпускников ТГАСУ, Web-сервер ТГАСУ, адресное участие в выставках, специальные рекламные материалы о наиболее продвинутых разработках ТГАСУ;

- расширить организацию в стенах университета крупных научных мероприятий с участием иностранных учёных и специалистов (конференции, симпозиумы, выставки, ярмарки).

 

В социально-экономической сфере:

- достижение опережающего (по сравнению с инфляционными процессами) роста фондов оплаты труда; совершенствование Положения об оплате труда; развитие мер морального и материального поощрения по результатам труда и системы корпоративных университетских надбавок к заработной плате ассистентам, старшим преподавателям доцентам, профессорам;

- разработать и реализовать программу "Жильё для сотрудников ТГАСУ", включающую строительство малосемейного общежития для аспирантов и молодых сотрудников, строительство жилого дома с льготным ипотечным кредитованием; для обеспечения льгот будут использованы внебюджетные средства университета;

- создать фонд поддержки молодых талантов ТГАСУ, обеспечивающий повышение зарплаты и стипендий аспирантам, соискателям, ассистентам, ведущим активную научно-педагогическую деятельность;

- развивать социальную инфраструктуру университета, уделять постоянное внимание проблеме ветеранов и молодых сотрудников, студентов; сохранить традицию поддержки творческой, культурной и спортивно-массовой деятельности;

- использовать практику корпоративного страхования сотрудников университета;

- расширить сферу деятельности Ассоциации выпускников ТГАСУ, Попечительского совета ТГАСУ.

 

В производственно-хозяйственной сфере:

- приведение корпусов и аудиторий к виду, достойному архитектурно-строительного университета, с оснащением их современным учебно-научным оборудованием;

- дальнейшее укрепление материально-технической базы учебного и научного процессов: ввод в эксплуатацию новых учебных площадей, строительство нового современного студенческого общежития, улучшение условий для работы и учёбы сотрудников и студентов университета;

- обеспечение деятельности библиотеки ТГАСУ как главного информационного центра университета и строительной отрасли региона;

- совершенствование и расширение издательской деятельности: издательство должно иметь стандартную структуру вузовского издательства: редакцию - книжную, журнальную, газетную, сектор допечатной подготовки, сектор полиграфии, сектор реализации продукции; необходимо совершенствование планирования издательской деятельности; работу над изданием следует вести с авторами на договорных условиях с соблюдением закона об авторских правах; требуется обратить особое внимание на содержательное качество изданий, усовершенствовать систему рецензирования; книжная продукция должна реализовываться через торговую сеть, распределение тиража и прибыли должно производиться на основе разработанных и утверждённых положений; необходимо провести техническое переоснащение ООП ТГАСУ;

 

В сфере управления и финансовой деятельности:

- оптимизировать структуру университета в соответствии с его миссией и нацеленностью на лидирующее положение в системе строительного образования в России;

- создать в университете структурно-аналитический центр, осуществляющий сбор, систематизацию и анализ информации, относящейся к различным областям деятельности ТГАСУ; центр должен проводить внутренний мониторинг основных видов деятельности университета, рейтинговую оценку и анализ результатов внутренней деятельности подразделений и университета в целом и оперативно представлять информацию руководству университета для оценки и планирования общей деятельности, иметь постоянно обновляемую базу основных показателей деятельности университета;

- проректорам университета пройти дополнительную подготовку в области стратегического менеджмента в вузе, деканам факультетов - в области организации научной и образовательной деятельности;

- продолжить практику годичных ректоратов, но слушать в полном объёме только "провальные" по предыдущему году подразделения, проверять, как и раньше, все подразделения с размещением презентаций на Web-сайте университета;

- усилить контроль выполнения решений ученого Совета университета, каждый Совет начинать с информации о выполнении решений предыдущих Советов;

- совершенствовать и предать гласности Положение о внебюджетной деятельности университета и других нормативных актов;

- ввести лицевые счета институтов в составе ТГАСУ и факультетов;

- готовить и утверждать на Учёном совете годовой бюджет университета с последующей публикацией;

- обеспечить условия для постоянного роста объёмов консолидированного бюджета ТГАСУ;

- обеспечить работоспособность корпоративной вычислительной сети (технически, программно, организационно); поэтапно внедрять комплексную информационную поддержку управления университетом в целом (учебный процесс, научно-исследовательская деятельность, документооборот, комплексная программа развития,…);

- подключить к информационному пространству университета все филиалы и представительства;

- обеспечить качественное представление университета в мировом информационном пространстве (развитие Web-сервера университета до многоцелевого тематического портала строительной индустрии региона; представить текстовые контенты сервера, как на русском, так и на английском языках).

Важно совершенствование внутриуниверситетских демократических принципов и процедур, конструктивное взаимодействие администрации с профсоюзными комитетами сотрудников и студентов и другими общественными организациями. Необходимо развивать корпоративную культуру университета, способствующую росту делового и социального имиджа и репутации, сохранению и развитию лучших традиций университета (в том числе, через музей университета), формировать доброжелательный социально-психологический климат в коллективе, умение действовать в нём и своей деятельностью способствовать поддержанию имиджа университета; надо, чтобы всё в университете "работало" на повышение его статуса как образовательного, научного, социального и культурного центра. Мы должны сформировать у студентов и сотрудников преданность университету, чувство сопричастности к общему делу, истории и дальнейшей судьбе университета, относиться к своим обязанностям не просто как к работе, а как к своему личному вкладу в общее дело, нацеленного на достижение общего успеха.

Наши потенциальные возможности в полномасштабном использовании интеллектуального потенциала и многопрофильности кафедр и подразделений, сила - в межкафедральных взаимодействиях. Вместе мы можем решить любые задачи!

В дальнейшем будут учтены замечания и предложения, поступившие в ходе обсуждения программы, программы других кандидатов на должность ректора.

 

УЧАТСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ

С 4 по 13 апреля в ТГАСУ силами сотрудников Института повышения квалификации и кафедры автомобильных дорог был проведен семинар "Обеспечение качества строительства, ремонта и содержания дорог в Западно-Сибирском регионе". На семинаре занимались 48 специалистов дорожной отрасли, работающих в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях.

"Мы узнали много нового и интересного, - говорит участник семинара, заместитель начальника управления автомобильных дорог Томской области Б.И.Ращупкин. - Перед нами выступили не только томские ученые, но и профессора из Омска, Кузбасса, Новосибирска. Они рассказали о проблемах дорожной отрасли и путях их решения. Очень важно было познакомиться с опытом коллег из разных городов Сибири. Семинар был организован прекрасно, за что мы искренне благодарны заведующему кафедрой автодорог профессору В.Н. Ефименко".

И действительно, для реализации программы семинара удалось привлечь профессорский потенциал вузов Томска (ТГАСУ, ТПУ, ТГУ), Омска (СибАДА), Кемеровского политехнического университета (всего 14 человек). Слушателям были предложены разработки сибирских ученых, позволяющие обеспечить эффективность строительства, ремонта и содержания автомобильных и городских дорог, а также искусственных сооружений на них.

Семинары такого уровня кафедра автомобильных дорог проводит ежегодно, начиная с 1995 года. За эти годы прошли переподготовку около тысячи специалистов, работающих в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

 

У НАС В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

Книга "История университета в лицах" (авторы Л.И. Селиванов и Л.Л. Селиванова) посвящена Томскому государственному архитектурно-строительному университету, носит зачастую характер рассказа, хроники, репортажа, т.к. автор вел записи по свежим следам событий. Привлечен богатый материал, содержащийся в постановлениях и решениях ректората, ученого совета института (далее – академии, университета), советов факультетов и заседаний кафедр, в решениях общественных организаций, в публикациях газеты "За строительные кадры". Использованы фотоматериалы из музея ТГАСУ и частных коллекций.

Вторая книга – "История ТИСИ - ТГАСУ в документах и материалах" (ответственный редактор Е.С. Полянский, редакционная коллегия В.П. Андреев, Л.Л. Лозовая, П.В. Кириченко, Е.В. Найденов, Л.Н. Приль) составлена из документов Центра документации новейшей истории Томской области, материалов текущего архива ТГАСУ и воспоминаний выпускников вуза.

Сборник посвящен современному периоду истории В издательстве ТГАСУ вышли в свет две книги, посвященные нашему университету. ТИСИ–ТГАСУ. Книга отражает вопросы совершенствования педагогической работы; становления вуза в качестве научно-исследовательского центра; развития материальной базы; подготовки специалистов для народного хозяйства страны; вклада студенческих строительных отрядов ТИСИ в экономику области и региона. Содержит наградные материалы последних лет.

Сборник предназначен для специалистов по истории науки и высшего образования Сибири, выпускников ТГАСУ и широкой аудитории.

 

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ "ВЕСЕЛЫЙ ШМЕЛЬ"!

10 апреля в МДНТ "Авангард" всеми цветами радуги блистал хореографический конкурс фестиваля "Веселый шмель–2005". 24 танцевальных коллектива из шести университетов и пяти средних специальных учебных заведений Томска вышли на состязание во славу Терпсихоры. В зале был совершенный аншлаг – яблоку некуда упасть.

Всего этого не случилось бы без Томского государственного архитектурно-строительного университета и вузовского клуба ТГАСУ. Подробности – в следующем номере, а пока – поздравим наших: ансамбль ирландского танца "Этно-данс" (рук. И.Гоц) с первым местом в номинации "Народный танец" и Юлию Разоренову, солистку индийского танца "Натьям", обладательницу специального приза фестиваля.

В вузовском клубе лежит около сотни зрительских отзывов о произошедшем событии. Вот некоторые, наиболее характерные:

"Очень понравилось! Пусть всегда будет "Веселый шмель"!"

"Все молодцы! Не сдавайтесь! Хотелось бы, чтобы коллективов и танцев было еще больше, концерт длился еще дольше".

С каждым годом фестиваль становится интереснее, жюри судит быстрее, но честно!"

"Спасибо организаторам за то, что предоставили возможность полюбоваться на эти прекрасные коллективы! Все было здорово!"

"Почаще бы проводились такие фестивали, они всем нам очень нужны!"

"Впечатлений – море!"

"Все просто потрясающе! Я не жалею, что целый час тряслась в автобусе, пока добралась до "Авангарда"!"

 Номер газеты в формате pdf.