«За строительные кадры», № 2, февраль 2006 г.

ФАКУЛЬТЕТЫ ПОДВОДЯТ ИТОГИ

6 февраля начались заседания ректората, посвященные итогам работы кафедр и факультетов. В первый день были заслушаны отчеты общеобразовательного и архитектурного факультетов.

"Годичные ректораты" закончились 9 февраля. В марте состоится заседание Ученого совета, на котором будут подведены итоги работы университета за год.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Уже несколько лет в нашей области проходит эксперимент по зачислению в вузы абитуриентов на основании Единого государственного экзамена. В этом году в школах кроме обязательно сдаваемой в рамках ЕГЭ математики будет проходить такой же экзамен по русскому языку. У нас по-прежнему будут засчитываться в качестве результатов вступительных испытаний оценки ЕГЭ по математике, физике, русскому языку и литературе на все факультеты и специальности.

ПОРА ГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДАМ

В конце января состоялось совещание ответственных секретарей приемных комиссий г. Томска. Принято решение провести открытую региональную межвузовскую олимпиаду практически по всем учебным дисциплинам. В нашем вузе олимпиады пройдут в следующие сроки:

1 мая – математика,

7 мая – черчение,

8 мая – физика,

13 мая – рисунок 1,

14 мая – рисунок 2.

Чтобы войти в число победителей олимпиад и получить право на этом основании быть зачисленным в число студентов нашего вуза, нужно начать подготовку к ним уже сегодня. Это касается в первую очередь слушателей факультета довузовской подготовки.

 

ГУБЕРНАТОР А.Г. ТУЛЕЕВ НАГРАДИЛ СТУДЕНТОВ ТГАСУ

В Кузбассе отметили День российского студента (Татьянин день) губернаторским приемом. А.Г. Тулеев не обошел своим вниманием и студентов филиалов ТГАСУ. Пять студентов Ленинско-Кузнецкого филиала были приглашены на прием и награждены премией губернатора в размере 1000 рублей. А. Куликов, П. Новиков, П. Рязанцев (все трое со специальности МИАС) были отмечены как отличники учебы, (П. Рязанцев еще и как активный участник социального губернаторского проекта – городского студенческого отряда "Вьюга"). Е. Кривошееву (ПГС) губернатор наградил за активное участие в городском молодежном движении – работу в городском студсовете. Я. Мустафину (тоже ПГС) как участника городского молодежного движения и лауреата областного конкурса "Особо одаренный ребенок в области литературы".

В г. Ленинске-Кузнецком День российского студента тоже был отмечен приемом городского главы В.К. Ермакова. В своем выступлении он отметил активное участие студентов филиала ТГАСУ во всех социальных молодежных мероприятиях города. На приеме два студента филиала были награждены благодарственными письмами и премией 500 рублей. Д. Голубев, второкурсник МИАС, – за высокие результаты в городских и областных спортивных соревнованиях по баскетболу, волейболу, теннису, Е. Тарасова – второкурсница специальности ЭУС – за большую организационную работу в качестве председателя городского студенческого совета.

Д. Коноплянский, директор Ленинск-Кузнецкого филиала ТГАСУ

 

СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

7 февраля в институте заочного и дистанционного обучения (ИЗИДО) состоялось рабочее совещание совместно с директорами филиалов и их заместителями по учебной работе. Темой совещания было качество обучения в филиалах и представительствах.

С докладом о проблемах и путях совершенствования подготовки специалистов в филиалах выступила директор ИЗИДО профессор Т.А. Ковалевская.

– У нас многое делается, чтобы для студентов как дневной, так и заочной форм обучения в филиалах были созданы достойные условия, – сказала она. – Там читают лекции лучшие преподаватели университета, штатные преподаватели филиалов проходят через обязательное избрание на должность по конкурсу.

С созданием ИЗИДО как структурной единицы ТГАСУ появилась возможность решить проблемы с учебными и методическими пособиями. Специально для института преподавателями университета опубликовано более 50 учебных пособий общим тиражом около 200 000 экземпляров. Подготовлены "кейсы" трех учебных курсов на бумажных и электронных носителях. По химии и физике изданы мультимедийные курсы лекций. В каждом филиале есть библиотека. Студенты занимаются или в приобретенных университетом зданиях, или в корпусах учебных заведений, которые арендуются для филиалов.

Однако проблемы есть. Недостаточно используются современные технологии обучения, основанные на электронных средствах представления информации. Одна из самых серьезных проблем дистанционного обучения, о которой говорили и зам. директора по дневной форме обучения декан МФ А.Н. Мирошниченко, и зам. директора по заочному обучению декан ЗФ С.С. Дероберти, – это повышение уровня мотивации к обучению. Особенно остро проблема недостатка мотивации приобретения знаний стоит на заочном факультете. Зачастую студенты приходят не за знаниями, а за дипломом. Отсюда и случаи, когда человек, уже выходя на защиту дипломного проекта, "вдруг" оказывается задолженником по какой-нибудь дисциплине первого курса.

Вспомнился девиз: "Не можешь – поможем, не знаешь – научим, не хочешь – заставим". С первыми двумя частями этого девиза в филиалах полный порядок, а вот о третьей пора бы и вспомнить, несколько переосмыслив: "Не хочешь – отчислим".

Выступающие - профессора Э.И. Удлер, Г.Г. Волокитин, доценты И.П. Нужина, Г.И. Мишин были единодушны: руководители филиалов должны повысить требовательность к студентам-заочникам.

Выступление зав. кафедрой прикладной математики С.Н. Постникова было посвящено проблемам компьютеризации. Сегодня во всех филиалах есть компьютерные классы. Однако нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо обновлять компьютерную базу, закупать новые компьютерные классы, говорил он, добиваться, чтобы не только приезжающие из Томска преподаватели, но и местные кадры использовали новые образовательные технологии.

Вторым вопросом, вынесенным на совещание, была информация директора службы контроля качества В.А. Кудякова. Он подробно рассказал о задачах службы, чья деятельность отнюдь не сводится к проверке качества обучения студентов. "Наша служба призвана разработать условия, при выполнении которых возможно достижение необходимых норм и стандартов при подготовке специалистов".

Подводя итоги дискуссии, директор ИЗИДО Т.А. Ковалевская подчеркнула:

– Головной вуз и филиалы – все это и есть университет. Наша задача – создать единое образовательное пространство, чтобы студенты филиалов получали знания на таком же уровне, как и в головном вузе. Думаю, что эта задача нам по силам.

 

У нас в издательстве

НОВЫЕ КНИГИ УЧЕНЫХ УНИВЕРСИТЕТА

Издательство Томского государственного архитектурно-строительного университета выпустило книгуВ.В. Домбровского "Машины и оборудование для содержания дорог и аэродромов".

В 142-страничном учебном пособии (58 иллюстраций, 21 таблица) рассказывается о практике круглогодичного содержания дорог и аэродромов, рассмотрены конструкции предназначенных для этого современных машин и оборудования, имеются методики расчета их технологических параметров. Приведены технические характеристики машин для зимнего и летнего содержания дорог, машин для нанесения и удаления горизонтальной дорожной разметки, а также используемых для этого материалов.

Книга предназначена для студентов специальностей "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование" и "Автомобильные дороги и аэродромы" всех форм обучения.

 

* * *

В книге"Фасадные системы для сибирского климата (авторы – С.Н. Овсянников, Н.О. Копаница, И.А. Подласова, Е.В. Солодников, В.Г. Гагарин, В.В. Козлов, Т.Ю. Овсянникова)рассмотрены вопросы выбора материалов и комплектующих, проектирования, технико-экономического обоснования и эксплуатации навесных фасадных систем в условиях Сибирского региона. Часть предлагаемых методик получена в результате лабораторных исследований и расчетов, проводимых в Томском государственном архитектурно-строительном университете и Научно-исследовательском институте строительной физики (г. Москва).

Книга предназначена для студентов, аспирантов строительных вузов, проектировщиков, представителей подрядных организаций, специализирующихся на фасадных работах.

 

СЕССИЯ ПОДВОДИТ ИТОГИ: БЕРИТЕ ПРИМЕР С ЛУЧШИХ

Основная масса студентов приступает к занятиям в понедельник. А на инженерно-экологическом факультете студенты начали учиться сразу после сессии. Здесь продолжается эксперимент, вызванный к жизни решением Правительства России о новогодних "каникулах" для всей страны. Часть зимних студенческих каникул администрация факультета присоединила к всенародным, часть перенесла на лето. Насколько эффективно такое решение, пока говорить рано, хотя отказываться от эксперимента явно не стоит.

– Очень хорошо сдали сессию четверокурсники специальности ВиВ, – рассказывает заместитель декана ИЭФ Евгений Юрьевич Курочкин. – Здесь без задолженностей вошли в сессию все без исключения студенты. Абсолютная успеваемость на курсе – 100 процентов.

В группе 442-1 27 студентов, и только четверо из них имеют тройки. Как всегда, отлично сдали экзамены Е. Цингалова и Л. Чунаева, фотографии обеих занесены на Доску отличников университета. Только на "отлично" сдали сессию Е. Демидова и О. Илькив.

А вот в группе 442-2 отличников нет. Троечников – тоже. И абсолютная, и качественная успеваемость здесь составляют 100 процентов! Нечастое явление.

Эта сессия для потока 442 отнюдь не уникальная. Со второго курса его отличает серьезное отношение к учебе. И не только к учебе. Студенты всегда дружно откликаются на просьбы деканата и кафедры.

У четверокурсников ТГСВ лидирует группа 432-4. В этой группе получают именные стипендии совета университета И. Крысова, Ю. Новик, С. Семянко. Кстати, сестра Юлии Новик Динара Нефтисова учится на 5 курсе этой же специальности и тоже получает стипендию совета ТГАСУ.

Пятеро в этой группе сдали сессию на "отлично", и только один студент "нахватал" троек. Группа очень дружная, спортивная. Может быть, отсюда и стремление к лидерству в учебе.

 

ПРАКТИКА – В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ

Вторая производственная практика – это один из завершающих этапов практической подготовки инженера. Выполнение этого этапа в требуемом объеме является залогом своевременного завершения работы над дипломным проектом (дипломной работой) и успешной защитой выпускной квалификационной работы перед государственной аттестационной комиссией. Именно в этот период студенты получают возможность познакомиться с избранной профессией уже с позиций руководителя, менеджера.

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению "Строительство" предусмотрены следующие цели производственных практик. Это – "изучение: проектной и технологической документации по выполняемым видам работ; технических характеристик оборудования и обязанностей персонала по его эксплуатации и техническому обслуживанию; методов испытаний физико-механических свойств конструкционных материалов; инструкций по профессиям и видам работ конкретного производства; освоение практических навыков по видам строительных работ, монтажу, наладке, эксплуатации и ремонту оборудования и агрегатов; технической документации используемого оборудования, безопасных приемов выполнения технологических операций; порядка разработки проектно-конструкторской и технологической документации".

На кафедре "Теплогазоснабжение" с момента ее образования в мае 2000 года практической подготовке студентов уделяется исключительно большое внимание. Кафедра делает все для того, чтобы ее выпускники высоко котировались на производстве и были трудоустроены.

Все преподаватели, и в первую очередь профессора и кандидаты наук, которых на кафедре соответственно 6 и 11, активно участвуют в научно-исследовательской работе, многие из них выполняют научные, проектные и другие работы по заказам предприятий, фирм и органов управления. Некоторая часть студентов третьего, четвертого и пятого курсов участвуют в этих работах, в том числе и в период производственных практик. В результате ежегодно более 10 выпускников продолжают обучение на кафедре в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Остальные студенты выполняют программы производственных практик на предприятиях.

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению "Строительство" определены следующие предприятия для проведения производственных практик: "строительные организации; машиностроительные предприятия и предприятия стройиндустрии, оснащенные современным технологическим оборудованием; проектные и конструкторские институты; организации по эксплуатации, монтажу и ремонту строительных объектов, оборудования, инженерных систем".

В соответствии с этим стандартом кафедрой заключены пятилетние договоры о научно-техническом сотрудничестве с крупнейшими предприятиями и успешными фирмами: ОАО "Томскоблгаз", ОАО "ТЭМЗ им. В.В. Вахрушева", ОАО "Кей Си Групп" (г. Новосибирск), НПО "ВЭСТ" и другими. В рамках этих договоров предусмотрено взаимодействие по организации и проведению производственных практик. Некоторыми предприятиями учреждены стипендии для студентов 5-го курса. Пример этому – ЗАО "Кей Си Групп" из Новосибирска, руководство которого учредило две стипендии по 600 рублей для студентов специальностей ТГСВ и ВиВ с условием, что эти студенты пройдут у них преддипломную практику, а по окончании вуза останутся работать. В 2005 году там проходили практику Владимир Попов (работал на производстве) и Юрий Бабич, которого направили в конструкторское бюро. Оба получили приглашение вернуться в фирму после окончания вуза. Студентке Александре Кукшеновой сделали предложение трудоустроиться в кемеровский филиал "Кей Си Групп".

В ОАО "Томскоблгаз" прошли практику четверокурсник Павел Бурыхин (его пригласили на работу) и пятикурсник Евгений Коростелев, ставший лауреатом премии "Облгаза".

В настоящее время кафедра предпринимает шаги для заключения договора о практике с ЗАО "Стройкомплект" (г. Тюмень). В состав этого предприятия входит трубный завод, где для практики и дальнейшего трудоустройства студентов специальности ТГСВ имеются очень интересные перспективы. Здесь могут проходить практику и третьекурсники. Решен вопрос с жильем для практикантов, часть студентов соглашаются ехать туда даже за свой счет.

По итогам практики кафедра проводит конференции, где студенты имеют возможность рассказать о том, что они узнали, и познакомиться с опытом, который приобрели их сокурсники.

Вторую производственную практику студенты и кафедра рассматривают как возможность демонстрации глубоких и твердых теоретических знаний, трудолюбия и ответственного отношения к делу, порядочности, проявления организаторских и иных способностей, чтобы бесповоротно убедить руководителей администрации: лучших кадров для работы на их предприятиях им в России не найти.

 

С ДНЕМ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА, ВЛЮБЛЕННЫЕ!

КОГДА ЗИМА подходит к своему завершению, когда совсем скоро наступит весна – пора пробуждения, любви, и, конечно же, тепла, влюбленные всех стран отмечают свой праздник.

Считается, что именно в этот день, 14 февраля, птицы выбирают себе пару. Раньше молодые люди делали то же самое: девушки писали свои имена на листочках, которые потом складывали в ящик, а юноши вынимали оттуда по листочку, выбирая тем самым себе пару на весь год.

Валентинов день получил свое название еще в VII веке, хотя по существу его стали отмечать гораздо раньше. Одна из легенд говорит о том, что много лет назад, еще в древности, христианский священник по имени Валентин совершил запрещенный римским императором обряд венчания, за что 14 февраля был казнен.

Другая легенда относится к еще более раннему времени, когда Рим был языческим. Она рассказывает о том, как христианский проповедник Валентин был посажен в тюрьму за веру и за то, что он на глазах у всех исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13 февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо, в память о котором теперь в День святого Валентина принято дарить друг другу поздравительные открытки в виде сердечек, так называемые "валентинки", с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви.

Предполагают также, что день почитания святого Валентина совпадает с древнеримской традицией гадания во время новогодних празднований, поскольку по римскому календарю новый год наступал именно в середине февраля.

 

МОЛОДОЖЕНАМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЩЕЖИТИЕ

– Поздравьте влюбленных, которые живут в общежитии, с Днем святого Валентина, – так встретила нашего корреспондента директор студгородка Любовь Александровна Степанец. – Мы рады, что многие из них создают семьи. Как правило, семья действует на студентов благотворно. У молодых появляется чувство ответственности, заботы о своей "половинке".

В наших общежитиях живут 22 студенческие семьи. Чтобы получить жилье (обычно предоставляется "двухместка"), студенты должны пройти обычный конкурсный отбор и набрать необходимое количество баллов. Поскольку обычно оба члена семьи – это наши студенты (не имеет значения, с какого они факультета), уже проживающие в общежитии, то они знакомы с системой заселения.

Просто в том случае, если влюбленные – это студенты разных факультетов, происходит обмен местами между общежитиями. Более того, бывали случаи, когда происходил даже межвузовский обмен, если молодожены были студентами разных университетов.

– Мы очень рады, когда в наших студенческих семьях появляются дети, – продолжает Любовь Александровна. – Стараемся найти для таких семей комнату попросторнее. Дети – это серьезная ответственность, но и радость огромная. Семьи с детьми наша администрация поздравляет особо! Пусть все влюбленные пронесут свое прекрасное чувство через любые испытания! Счастья вам, дорогие молодожены!

Е. Глотова

 

ЛЮБОВЬ УЧЕБЕ НЕ ПОМЕХА

Так считают студенты и создают семьи, невзирая на какие финансовые и бытовые трудности.

На архитектурном факультете к студентам, решившим пожениться, относятся с глубоким уважением. В канун Дня всех влюбленных деканат поздравляет своих замужних/женатых студенток/студентов и желает им сохранить на всю жизнь чувства любви, нежности и уважения, которые родились под крышей Альма-матер и привели к счастливому браку.

В 2005 году поженились шестикурсники Наталья и Александр Порошкины. Наверное, это любовь помогла им стать победителями множества всевозможных архитектурных конкурсов – от томских до международных, включая конкурс в США, где Саша занял первое место, а Наташа – третье. Оба они стипендиаты университета, их фотографии можно увидеть на стенде отличников ТГАСУ.

Юля и Артем Прокопьевы тоже молодожены. Их любовь прошла испытание конкурсной системой заселения в общежитие, и они с честью выдержали этот экзамен.

Дизайнеры Ирина и Сергей Ерофеевы уже накопили опыт семейной жизни. Сейчас они готовятся к защите дипломных проектов, помогают друг другу. Любовь учебе не помеха, и семья Ерофеевых – яркое тому доказательство.

Пятикурсники Анастасия и Виталий Караваевы поженились на втором курсе. Растят дочку. Настя отличница, Виталий совмещает хорошую учебу с работой по специальности, заботится о благополучии семьи.

Семья Ильиных растит сына. Настя уже закончила АФ, пока не работает, сидит дома с ребенком. Дмитрий успешно учится на пятом курсе.

Дочке Евгении и Григория Скрипников в феврале исполняется три года. Маме учиться еще год, а папа готовится к защите дипломного проекта.

Все студенческие семьи, к сожалению, мы перечислить не можем. Только в 2005 году на АФ 11 девушек сменили фамилии. Женившиеся юноши учету не поддаются: фамилии не меняют.

 

ОТ 611-5-й – НИЗКИЙ ПОКЛОН

Мы привыкли, что День святого Валентина – это праздник любви. Но она, как известно, бывает разной. Девушки, с которыми мы беседовали, влюблены в вуз, выбранную профессию и своих преподавателей.

Юлия БАЖЕНОВА:

– Я бы хотела сказать спасибо нашему ректору. Он требовательный. Мы учили его предмет и очень старались, поэтому все поняли по этому предмету.

Дарья КОНЮХОВА:

– Хотим сказать большое спасибо Галине Ивановне Прокофьевой – мудрой женщине, замечательному преподавателю. Спасибо Татьяне Ильиничне Романовой, душевному человеку, который очень помогает студентам. У нас впереди диплом, и мы надеемся, что они нам очень помогут. Наш университет несмотря ни на что остается самым хорошим, самым любимым. Побольше ему таких студентов, как мы. Пусть все студенты идут за нами, принимают нашу эстафету. И все будет отлично.

Татьяна ТУГУНОВА:

– Михаил Иванович Слободской вел у нас теорию вероятности. Огромное ему спасибо: было очень интересно. Курс, как говорится, до нас дошел, мы все поняли. Мы очень рады, что наш любимый учитель стал ректором любимого университета, и надеемся, что Михаил Иванович и дальше будет идти на повышение, а наш университет будет процветать. Также мы хотим поблагодарить Владимира Александровича Старенченко, Олега Михайловича Попова – их уроки мы тоже хорошо понимали. Они нам хорошо запомнились. Мы благодарим все кафедры – и экономики строительства, и экономики и организации промышленности, и производственного менеджмента. Всех преподавателей, которые пять лет с нами мучались. Низкий им поклон.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОИСК

Один из преподавателей университета, уже много лет человек семейный, поэтому называть его мы будем просто Он, рассказал о шутке, которая стала былью. Знакомые долгое время упрекали Его: почему не женишься? А у Него из года в год как-то в этом плане не складывалось. И тогда коллеги тайно от Его имени дали в газету бесплатных объявлений соответствующий проблеме текст "Войдите в мою жизнь и мою однокомнатную квартиру". И указали телефон кафедры. И затаились в ожидании потехи.

И пошли звонки:

– Я по объявлению.

– По какому объявлению? – Это в трубку. – Кто давал объявление? – Это к довольным соратникам.

– По брачному.

– По какому??? Да это кафедра.

– Ну и что? На кафедре не могут жениться?

А потом Он вошел во вкус, простил шутников и уверенно назначал встречи.

Таких случилось 23, однако никто из дам Его сердца не покорил.

Прошло два года. Как-то вечером в дверь Его квартиры позвонили. Открывает - на пороге молодая женщина.

– Я по объявлению.

– Какому?

– Брачному.

А Он уже и думать забыл, тем более что у самого любовные дела пошли на лад, и запахло свадьбой.

Оказалось, что женщина каким-то неведомым образом, скорее всего от кого-то из знакомых, может быть, из тех самых шутников-благотворителей узнала адрес. Оказалось, что женщина действовала системно: собирала подходящие брачные объявления и по ним тщательно работала.

– А почему обо мне вспомнили через два года?

– Очередь подошла.

 

ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ

* * *

Не говори мне о любви.

Ее не будет. 

Пусть у кого огонь в крови, 

Меня осудят.

Любви умершей не вернешь – 

Какая жалость!

Лишь только появилась ложь,

Пришла усталость.

Любовь звала, любовь ждала,

Как будто чуда…

Она была. Потом прошла.

Ее забуду.

Прах отряхну с усталых ног,

Закрою двери.

Слез не роняй на мой порог,

Я не поверю. 

Любовь зовет тебя. Лети,

Я отпускаю.

Но счастлив будешь ли в пути,

Того не знаю. 

Я это лишь - ты мне поверь! –

Предполагаю. 

Любовь ушла. Ну что ж теперь.

Придет другая.

 

* * *

Я хочу тебя выдумать,

И любовь твою выдумать,

И мечты твои выдумать

О себе. О тебе.

За двоих могу выстрадать,

Расставания выстрадать,

И обиды все выстрадать,

Не сдаваясь судьбе.

У судьбы хочу вымолить,

Хоть минуточку вымолить,

Хоть секундочку вымолить

Я любви нам двоим.

Но боюсь слово вымолвить,

Слово нежное вымолвить,

Слово первое вымолвить

Перед взглядом твоим.

 

* * *

Опять попала я в историю –

Влюбилась. По краю скользя,

Гоню от себя эту хворь мою:

Чужой он. Мне с ним быть нельзя.

Люблю. И ему без остатка я

Все-все, что имею, отдам…

Ох, что за натура дурацкая, 

Тянуться к запретным плодам!

Юлия Разоренова (Акимцева).

 

ЭТИ ДОЛГИЕ НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ

Новый год – круглый год

Скорее всего, ни в одной стране мира так долго и истово не празднуется Новый год. Мы празднуем католическое Рождество, затем встречаем Новый год по новому стилю, затем ликуем по поводу православного Рождества, потом снова приходит Новый год, уже по стилю старому. Раньше этим все и кончалось, но вот уже добрых полтора десятка лет мы встречаем Новый год по восточному календарю. Оказывается, это еще не конец! Желающие могут отпраздновать Новый год деревьев, который имел быть 8 февраля!

 

Просто совпадение

В нашем студгородке этим списком вовсе не руководствовались, но некоторые даты совпали. 25 декабря состоялся новогодний праздник для детворы. Дети посмотрели интересный спектакль, подготовленный для них студентами, членами клубного объединения "Мечта", и поучаствовали в игровой программе с призами и подарками.

26 декабря состоялся новогодний вечер с развлекательной программой на тему любви.

 

Победили студенты

28–29 декабря проводился новогодний конкурс общежитий. Учредителями этого конкурса выступили администрация вуза, дирекция студгородка, профсоюзная организация студентов и депутат областной думы Ч. Акатаев (кстати, призы на всех вышеперечисленных праздниках – это заслуга депутатов от нашего избирательного округа).

"А вот с этого места подробнее", – принято сейчас говорить. Пожалуйста.

Итоги конкурса были подведены 11 января 2006 года. Места распределились следующим образом.

В номинации "Лучшее оформление общежития" 1-е место присуждено общежитию № 4 (зав. общежитием Татьяна Александровна Летахова), 2-е место – общежитию № 2 (зав. общежитием Татьяна Александровна Бурачевская), 3-е место – общежитию № 3 (зав. общежитием Галина Васильевна Стародубцева).

В номинации "Лучший этаж студгородка" первое место досталось третьему этажу общежития № 4 (староста этажа Екатерина Ширкевич, гр. 612-4; второе место присуждено шестому этажу общежития № 6 (староста Людмила Артемьева, гр. 014-1); третье место занял девятый этаж общежития № 5 (староста Анна Шукшина, гр. 513-3).

В номинации "Лучшая комната студгородка" первое место жюри отдало комнате 205 общежития № 4, в которой живут студентки лесотехнического факультета Юлия Лагис, Алена Лихачева, Марина Сычева, Елена Гришаева. На втором месте комната 516 общежития № 3. Здесь живут второкурсницы ООФ Виктория Бадина и Екатерина Крафт. На третьем месте комната 423 общежития № 1 – студентки ООФ Ольга Карева, Ольга Плужникова, Алина Тарасюк, Кристина Калиничева.

В номинации "Лучший холл студгородка" лучшим признано общежитие № 6 (председатель совета общежития Денис Кадашников). На втором месте общежитие № 4 (Мария Королева). На третьем – общежитие № 2 (Евгения Лабушкина).

Был объявлен конкурс и на лучшую стенную газету. У всех, правда, получилась не столько газета, сколько очень большая и красивая стенная поздравительная открытка. Первое место в этой номинации заняли Татьяна Басманова и Мария Непомнящая из общежития № 6. Второе место у Ирины Гармаш и Галины Ермиловой, общежитие № 5. На третьем месте газета общежития № 1, над которой работали Ольга Карева, Юлия Сычевская, Алина Тарасюк, Кристина Калиничева, Артем Дружков и Дарья Федорова.

Кроме заранее объявленных номинаций "за надлежащее противопожарное содержание общежития" приз вручен Светлане Вячеславовне Бураковой, зав. общежитием № 1, и ее заместителю Зое Юрьевне Чернявской.

Специальный приз "За создание домашней обстановки и уюта в общежитии", учрежденный профкомом студентов, вручен Татьяне Александровне Бурачевской, зав. общежитием № 2.

 

АФОРИЗМЫ, ПОДСКАЗАННЫЕ ЖИЗНЬЮ

Сегодня мы публикуем отрывки из поэтического сборника "Молодому руководителю". Автор – хорошо известный в дорожной отрасли, но, к сожалению, уже ушедший из жизни Валерий Владимирович Егорычев, выпускник ТИСИ 1963 года, бывший начальник "Воронежавтодора", первый президент ассоциации "Радор" (Российские автомобильные дороги).

Близкие друзья и соратники знали его еще и как самобытного поэта, издавшего несколько сборников стихов. Темы, подсказанные самой жизнью, близки и понятны всем. В сборник "Молодому руководителю" вошли поэтические миниатюры, которые, по сути, являются наставлениями начинающим начальникам и бизнесменам.

* * *

Не знаешь плыть куда,

Не дергай паруса.

 

* * *

Цели нет - стоишь на месте.

Цель мала, и ты с ней вместе.

 

* * *

Кто не теряет цели впереди,

Идет быстрей, чем скороход плутая,

А кто не знает, как ему идти,

То для чего вождя изображает?

 

* * *

Не торопись и ты успеешь.

Не суетись - достигнешь цели.

 

* * *

Сначала себя убеди,

Потом за собою веди.

 

* * *

Пусть снег и дождь в глаза.

Пусть ветер, как шальной,

Трудна борьбы стезя,

Еще трудней покой.

 

* * *

Когда в реке стоит вода,

Река заилится всегда.

 

* * *

Если цели нет, куда идти,

Цель не повстречаешь на пути.

 

* * *

Если сделал все и ты свободен,

Значит что-то здесь не по природе.

Или цели в жизни небольшие,

Или же они совсем иные.

 

* * *

Руководителей полно,

Спецами брешь забили,

Но далеко не всем дано

Быть шефом в коллективе

И брать ответственность в решеньях,

И быть достойным уваженья.

 

* * *

Кто возомнил, что сможет без других,

Тот, видимо, ошибку совершает.

Кто думает: не смогут без него,

Вдвойне глупец, но он того не знает.

 

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ КОМУ НЕ СТРАШЕН ГРИПП

Средства массовой информации полны тревожных публикаций о нашествии нового страшного заболевания: птичьего гриппа. Однако нашей стране в ближайшие годы птичий грипп не грозит. Тем более, что именно российскими учеными уже создана вакцина против этого заболевания. А вот обычный грипп приходит к нам постоянно и приносит множество неприятностей. Тем не менее защитить себя от этого заболевания можно.

ВО-ПЕРВЫХ, лучшее средство профилактики гриппа – это прививка. В этом году администрация ТГАСУ оплатила вакцинацию наших сотрудников, и профком организовал ее проведение прямо в стенах родного вуза. Можно сделать прививки и платно в поликлиниках по месту жительства, а студентам – в межвузовской больнице.

ВО-ВТОРЫХ, если вы почувствовали характерное недомогание, ни в коем случае не "перемогайтесь", не ходите на работу или на занятия, не разносите инфекцию, а вызывайте врача на дом.

Как избежать заболевания гриппом, а если этого не удалось, как лечиться при гриппе, мы попросили рассказать врача межвузовской студенческой больницы Екатерину КОЛЕСНИКОВУ.

 

Что это за болезнь

Грипп – это острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусами и склонное к широкому распространению. Вирусы гриппа хорошо сохраняются на холоде, быстро гибнут при нагревании, при воздействии прямых солнечных лучей, дезинфицирующих средств.

Источником гриппа является больной человек. Проникая в верхние дыхательные пути, вирус гриппа внедряется в клетки наружного слоя слизистой оболочки, вызывая их разрушение и слущивание.

Самый распространенный путь передачи гриппа - воздушно-капельный. Спущенные при дыхании, разговоре, кашле, чихании клетки, содержащие вирус, попадают в воздух, заражая окружающих. Однако возможно заражение и бытовым способом, через предметы домашнего обихода – полотенца, носовые платки, посуду, детские игрушки и т.д.

Особую опасность как источники возбудителей гриппа представляют больные легкими и стертыми формами болезни. Они часто не обращаются к врачу, не соблюдают постельный режим и, широко общаясь с окружающими, распространяют болезнь.

Восприимчивость к гриппу очень высока, болеют люди всех возрастов и в любое время года. В 1957 году наблюдалась пандемия гриппа, охватившая все материки земного шара.

В организме человека вирусы размножаются и, погибая, выделяют ядовитое вещество (эндотоксин), которое отравляюще действует на заразившегося человека. Именно поэтому при гриппе мы испытываем подташнивание, головокружение, т.е. симптомы отравления.

Врач не всегда может без надлежащих анализов поставить точный диагноз. Кроме гриппа, существуют похожие на него заболевания, которые принято называть общим именем ОРВИ (острая вирусная инфекция). Однако и ОРВИ переносить "на ногах" не стоит.

 

Клиническая картина гриппа

Инкубационный период короткий – от нескольких часов до 1-1,5 суток. Характерным является быстрое развитие всех клинических симптомов: лихорадка достигает своего максимума (39–40 С) уже в первые сутки, бурно нарастают признаки токсикоза: озноб, сильная головная боль с локализацией в лобно-височной области,

головокружение, боль в глазных яблоках, мышечная боль, слабость. При резком токсикозе у трети больных возникают рвота, обмороки, явления менингита.

 

Клиническая картина ОРВИ

Начало постепенное, с появления кашля и насморка, температура чаще субфебрильная (37–37,5), но может оставаться нормальной или быть высокой. Такие признаки, как недомогание, головная боль, ломота в отличие от гриппа могут быть выражены слабо или отсутствовать. Одним из основных признаков является ларингит, выражающийся болью в горле, сухим грубым (лающим) кашлем; насморк, как правило, умеренный, с затруднением дыхания из-за набухания слизистой оболочки носа. Симптомы трахеита встречаются редко, при этом появляется кашель, который может продолжаться до двух недель. Лихорадочный период более продолжительный, чем при гриппе. Тяжелые формы болезни связаны с присоединением пневмонии.

 

Лечение и профилактика гриппа

Чтобы предотвратить распространение инфекции, больного изолируют в отдельную комнату или отгораживают часть общей, разделив ее ширмой. При кашле, разговоре заболевший должен прикрывать рот и нос платком. Ухаживающие за больными должны носить маски или марлевые повязки. Больной должен соблюдать строгий постельный режим. Комнату часто проветривают, проводят влажную уборку. Рекомендуется обильное теплое питье с добавлением витаминов А и С (настой из шиповника, морковный и другие овощные и фруктовые соки, морсы, чай с лимоном и малиной, кефир, теплое молоко с медом, минеральная вода).

В связи с отсутствием аппетита необходимо обеспечить больному дробное питание 6-7 раз в сутки. Пища должна содержать легкоусвояемые и богатые белком блюда (бульон, мясные и рыбные паровые котлеты, творог, йогурты).

Больному выделяют отдельную посуду. Носовые платки, белье, полотенца кипятят.

Лечение назначит врач, которого нужно вызвать на дом.

Телефон регистратуры межвузовской больницы (вызов врача на дом и в общежитие) 55-46-66.

Студенты, не прикрепленные по страховому полису к межвузовской больнице, вызывают врача на дом из поликлиники по месту жительства.

 

* * *

Мы уже упоминали, что лучшее средство профилактики – это прививка. Одержать борьбу с вирусом гриппа помогает высокий иммунитет, хорошая сопротивляемость организма. В период разгула ОРВИ надо укреплять свою иммунную защиту. Для этих целей применяют препараты анаферон, ремантадин, амиксин, имудон. Широко применяются поливитамины, народные средства: чеснок, лук. Закаливание организма, занятия физической культурой и спортом, своевременное лечение придаточных пазух носа снижают риск заболевания гриппом.

Будьте здоровы!

 

НА ВЫСТАВКУ В БИБЛИОТЕКУ

Выставка книг и журнальных публикаций на тему "Образ жизни и здоровье" открыта 10 февраля в университетской библиотеке. В первом ее разделе – издания, посвященные опасным соблазнам: наркомании, курению, пьянству, неприятным последствиям секса.

В другом – литература, предупреждающая об опасностях для молодого организма неправильного образа жизни: сессионных стрессах, чрезмерном увлечении компьютером, недостаточном сне.

Третий называется "Организм подает SOS". Здесь, в частности, книги о вреде неправильного питания, употреблении различных пищевых добавок. Особое место занимает исследование "Антидопинг (Честный спорт)", весьма актуальное сейчас, когда открылась очередная Олимпиада и медицинские требования к участникам ужесточены.

Последний раздел посвящен спорту: если не хотите бокса и борьбы, все равно хватит сидеть на диване, выберите танго или туризм. Здесь же рекомендованный список литературы по вопросам здорового образа жизни, что тоже поможет студентам - в написании рефератов по физической культуре.

Выставка будет открыта семестр.

– У нас немало книг о различных видах спорта, – говорит заведующая сектором гуманитарного абонемента Лариса Любавина. – И по альпинизму, и по бодибилдингу, и по айкидо. Приходите.

Другая выставка меняется раз в два месяца. Сейчас это – "Свет родных образов", посвященная русской церкви, крещению Руси, православным храмам и монастырям (что особенно интересно архитекторам), иконописи, выдающимся религиозным деятелям.

 

СПОРТ

ВОШЛИ В СБОРНУЮ СИБИРИ

4–5 февраля в Новокузнецке прошел чемпионат Сибирского федерального округа по каратэ-до. В составе сборной Томской области в них приняли участие Д. Бессонов, гр. 441-2, Р. Апаев, гр. 014-9. В своих весовых категориях они завоевали бронзовые медали. По итогам соревнований была сформирована сборная Сибирского федерального округа для участия в чемпионате России, который пройдет в Москве 7–8 марта. Наши студенты вошли в эту сборную и будут защищать честь сибиряков на российском уровне.

В. Бельц, тренер-преподаватель

 

ГЛАВНОЕ – УЧАСТИЕ

В феврале начались соревнования среди преподавателей и сотрудников томских вузов. Наш университет выставил команды по волейболу и баскетболу.

Всего в соревнованиях участвуют 5 волейбольных и 4 баскетбольных вузовских команды. Соревнования заканчиваются в субботу, 11 февраля, но независимо от того, займут ли наши ветераны призовые места, хорошо, что интерес к спорту не зависит от возраста.

Благодарим за участие членов сборной по волейболу Ю.А. Орлова, Д.С. Покровского, П.А. Греченюка, Н.И. Лукьянчикова, А.М. Краснослободцева, С.А. Тайлашева. А.В. Харитонова, В.А. Кудякова, В.В. Родевича, М.И. Иманалиева и членов сборной по баскетболу А.П. Малиновского, В.И. Савченко, А.А. Лобанова, Г.П. Прохорова, О.Б. Хохлова, С.В. Болозева.

Е. Ильченко, председатель спортклуба

 

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА СЕССИИ

Третьекурсник-заочник сдает зачет.

Преподаватель:

– Давайте зачетку.

Студент: 

– А что, зачет в зачетку ставят?

 

* * *

Студент просит поставить зачет. Поскольку преподаватель читает несколько курсов, он спрашивает:

– Какую дисциплину я у вас вела?

Студент недоуменно:

– Я не по поводу дисциплины, я по поводу зачета.

– Так какой предмет Вы пришли сдавать?

– А что, Вы не знаете, какой предмет ведете?

 

* * *

В аудиторию, где преподаватель принимает экзамен, входят двое студентов. 

– Нам бы Ольгу Владимировну.

– Я Ольга Владимировна.

– Это точно Вы – Ольга Владимировна?

– Точно я. А в чем дело?

– Да вот пришли экзамен сдавать, но Вас никогда не видели…

 

* * *

Преподаватель студенту МФ:

– Да, экономику Вы не знаете.

– А зачем мне ее знать, я на свое предприятие экономистов приму.

– Но вы же не Митрофанушка, которому не нужна была география, потому что его куда надо извозчик повезет.

– О! Это Гоголь! Я в нем играл!

 

* * *

Преподаватель по архитектурному проектированию требует, чтобы на зачет студенты приходили с рефератом. Его цель – на основании реферата выяснить слабые места в подготовке и с помощью дополнительных вопросов направить студента на путь истинный. Просматривает реферат и вдруг видит строки: "На мосту резвились ежики. Они прыгали, кувыркались, им было весело". Дальше идет нормальный текст, соответствующий сдаваемой дисциплине.

– Причем тут ежики? – поинтересовался доцент.

– Ну, надо же! Проспорил! Я-то уверял, что Вы рефераты не читаете!