«За строительные кадры», 18.02.2001

АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Лжи общество не примет, а история не простит", - предостерегает ректор МГУ имени Ломоносова академик Виктор Садовничий.

Эта беседа с ректором Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова академиком Виктором Садовничим состоялась в самый канун новогодних праздников. В беседе с председателем Российского союза ректоров России мы решили еще раз по "горячим следам" обсудить важнейшие вопросы реформы системы образования в нашей стране. Дело в том, что совсем недавно прошел очередной съезд Российского союза ректоров, в центре внимания которого было, по сути, всего два вопроса: об итогах Всероссийского совещания работников образования и перспективы развития высшей школы. Съезд не внес "раздора", но и не "сгладил" углы. И либералы, и консерваторы остались при своем мнении.

– Виктор Антонович, много говорят сейчас о том, что мы можем (вернее, должны вроде бы) приобрести в результате реформы отечественной системы образования. А что мы можем потерять, увлекшись предлагаемой "модернизацией" российского образования?

– Уникальную систему образования. Мои оппоненты часто говорят, что это заклинание. Чтобы не быть голословным, мы создали комиссию из ряда ведущих ученых, в которую вошли академик А.Р. Хохлов, профессора Ю.А. Устынюк и В.В. Белокуров и другие, и попросили их провести сравнительный анализ учебного процесса лучших университетов мира, включая Стенфордский, Кембриджский, Копенгагенский университет (Дания), Университет г. Нагоя (Япония), Университет города Ульм (Германия), Университет штата Нью-Йорк, г. Стони Брук, Гарвардский и Массачусетский технологический институт (США).

Что показал сравнительный анализ? Наше преимущество в том, что мы рано и мощно используем принцип фундаментальной подготовки. Это оказалось возможным отчасти потому, что выпускник школы, который к нам приходит, по уровню подготовки выше, чем его ровесник за рубежом. В средних школах Западной Европы и США практически отсутствует обучение в области естественных наук. Поэтому в университетах приходится начинать с нуля. Так и получается, что за время учебы по программе бакалавриата (это первые четыре года обучения) студенты успевают освоить только курсы общей физики и высшей математики, с чем наши студенты успевают ознакомиться еще на первых двух курсах. После бакалавриата учиться в странах Западной Европы и США продолжают лишь немногие. Кстати, фундаментальными исследованиями там предпочитают заниматься студенты из Китая, Европы и Латинской Америки. Несколько лет назад Нобелевский лауреат Чжэньнин Янг говорил мне, что в лучших университетах Америки преподаватели математики – из Московского университета, а студенты – китайцы...

– Кстати, а почему так?

– Во многом это зависит от материального фактора. У американцев человек, закончивший бакалавриат, уже успешно может работать в бизнесе. Тот, кто идет дальше в магистратуру, руководствуется уже другими, нематериальными принципами. А то, что наши преподаватели постоянно получают приглашения подработать в Америке, говорит о том, что наша высшая школа не так плоха, как ее пытаются представить в последнее время многие, даже известные политики.

Вообще, чтобы, так сказать, визуально вам показать различие нашей и зарубежной, в частности, американской, системы образования, я предлагаю вам воспроизвести в памяти две пирамиды. Одна – усыпальница Хеопса с присущим ей острым углом у основания. Это будет зарубежная система образования. Как видите, большинство претендентов на "академические высоты" отсеиваются практически сразу. Теперь представьте нашу систему, она напоминает даже не пирамиду, а главный корпус МГУ: отсев после 11-го класса, пять лет вертикали и далее – сужение. Выполнение насыщенного, а иногда и перенасыщенного учебного плана нашего вуза в итоге и делает за пять лет из абитуриента настоящего специалиста, готового к работе, в том числе и научной. Это российская традиция. И она не такая уж плохая.

Наш президент Владимир Путин недавно сформулировал цель – доступ каждого к качественному образованию. В этом смысле наша система как раз с этой поставленной задачей и справляется. Ну а если сравнить качество образования, даваемого в российских и зарубежных вузах, то мы и это сравнение с честью выдерживаем. МГУ, это общепризнанный факт, не уступает ни одному университету мира: ни Гарварду, ни Кембриджу, ни Принстону, ни Сорбонне. Подтверждением тому является наше международное сотрудничество. Приведу такой пример: Нобелевский лауреат из Бельгии Илья Пригожин несколько лет назад сформулировал в своих научных исследованиях некую научную проблему, помочь найти разгадку которой он предложил ученым МГУ. Мы организовали совместный научно-исследовательский институт, в течение семи лет вели с ним работу и дали ответ на поставленные вопросы.

В минувшем году на проходившей в Казахстане научной конференции "Наука и будущее" я познакомился с двумя нобелевскими лауреатами Клаусом фон Кнетцингом и Жераром Тхоофтом. Они однозначно в беседах со мной заявляли: "Берегите свою систему образования!" Отмечу также, что и наш нобелевский лауреат, академик Жорес Алферов неоднократно замечал, что своими победами в науке он обязан лучшей в мире системе образования – советской.

– Означает ли все вышесказанное, что лучше нам вообще ничего не менять?

– Ну что вы! В системе образования должны происходить постоянные изменения. Если мы стоим на месте, мы отстаем. Но вопрос в другом: какие это должны быть преобразования? Внутренние, которые диктуются логикой развития науки. Примеров тому множество. Когда происходит некий прорыв в научных исследованиях, он меняет и облик всего преподавания.

Но есть и внешние влияющие факторы. Взгляните на положение преподавателя в современном российском обществе. Насмешкой судьбы можно считать то, что профессор даже престижного московского вуза получает зарплату в два раза ниже, чем московский дворник. И это положение следует менять. Я не устану повторять, что приоритетную политику образования нужно начать осуществлять с поддержки учителя и преподавателя. Чтобы хоть как-то ускорить решение этой задачи, мы разработали систему классификационных рангов для профессоров, доцентов и других работников образования. Ждем, когда к ней проявят интерес компетентные лица в администрации президента России и в Правительстве.

– Сегодня достаточно активно обсуждается предложение придать университетам статус образовательной организации. Я знаю, что ректорский корпус страны достаточно настороженно относится к этому. В чем тут дело?

– Изменение юридического статуса университетов (вместо "государственное учреждение" – "образовательная организация") может привести к их приватизации. Организация – это учредительство. А если к числу учредителей кроме государства допустить юридические и физические лица, то откроется возможность превращения государственных вузов в частные. Это опасно в свою очередь тем, что учредители будут решать, что выгодно в данный момент университету, а что нет. Например, модно ныне быть менеджером и совсем не популярны физики, поэтому я, хозяин, и решу, что физический факультет сегодня мне можно закрыть. Но вся беда в том, что завтра я его уже не смогу открыть – будут потеряны кадры, время, то, что называется научной школой. Таким образом можно быстро разрушить всю систему образования.

Нам говорят, что организация имеет больше возможности для зарабатывания денег. Но разве существующая система не дает такой возможности? Да, университеты могут и должны зарабатывать, но только образовательными услугами. За последние годы вопрос приватизации вузов поднимался неоднократно, большинство попыток были нами отбиты. Ныне, прикрываясь вроде бы безобидным лозунгом "вуз – организация", нас пытаются опять затащить в сети приватизации. Зачем? Система государственных и негосударственных вузов уже сложилась, не стоит в ней что-то менять. Негосударственный сектор определен законом. Он существует.

Мы знаем примеры негосударственных вузов, добившихся серьезных результатов, таких, как Международный университет Геннадия Ягодина в Москве. Но таких вузов мало. Гораздо больше тех, которые надо тщательно проверять вообще на соответствие своему названию – высшая школа.

– А каково ваше отношение к введению так называемых ГИФО – государственных именных финансовых обязательств?

– Это повлечет за собой изменение философии образования. "Надо поддерживать не университеты, а студента и ученика". Красиво звучит, но что за этим? ГИФО можно в принципе назвать ваучером. Мы уже пережили одну волну ваучеризации. Напрашивается аналогия. Ну давайте для начала посчитаем. Предполагаемая сумма ГИФО – 500 долларов. Обучение в любом современном университете – 2-3 тысячи долларов в год. Где брать вузу недостающие 1500-2500 долларов? Это не прописано.

Теперь следующее. Ежегодно мы набираем в МГУ пять тысяч студентов. 4500 учатся бесплатно, и 4300 из них получают стипендию. А 500 платят. По схеме ГИФО платить будут все, и не стоит ожидать, что это будут маленькие суммы. В чем кроется еще одна опасность: студент может принести деньги не только в хороший вуз, где дается качественное образование, а захочет, скажем, получить диплом быстрее, например, не за пять лет, а за два или три. Начнется гонка по быстрому достижению результата. У студента МГУ в среднем шесть тысяч учебных часов, минимум пять часов в день он проводит за партой. А диплом дают всем одинаковый. Правительство пытается перераспределить государственные средства между государственными и частными вузами. Таким образом хотят уравнять вузы (государственные и негосударственные) в финансировании. А может, их стоит для начала уравнять по качеству образования. Тот же Международный университет под руководством Ягодина приравнять, например, к государственным, но не по деньгам, а по уровню подготовки.

– Ваше мнение по поводу введения единого национального экзамена в России?

– Действительно, в ряде стран проводится такой единый экзамен. Я знаком с опытом многих стран в этой области. Не так давно посетил по приглашению министра образования Китая около десятка тамошних вузов, Да, у них принято тестирование. Но у них сто миллионов абитуриентов хотят поступить, а принятыми могут быть только два миллиона. Естественно, что им при таком количестве, да еще при большом количестве квотированных мест, выгоднее проводить экзамены по приему в вузы на месте и в виде тестов с привлечением различных чиновников. Но не далее как сегодня перед нашей с вами беседой, у меня был в гостях ректор одного китайского университета и говорил: "Плохо, мы не знаем, как теперь уйти от этой системы тестов". Почему? Очень разные требования. Они не знают, чему и как учить первокурсников в этой ситуации.

Так что, если мы говорим про тесты, то не надо слепо копировать чужой опыт, иначе можно дойти до полного абсурда. Допустим, в один день все сдадут тесты и все по итоговым баллам придут в МГУ. И что нам делать? Есть специальности, при приеме на которые просто необходимо видеть, как студент мыслит. Кстати, когда я сам поступал на мехмат МГУ после окончания сельской средней школы, я не знал одного из разделов математики, и профессор заставил меня вывести все основные закономерности прямо на экзамене. В итоге я получил "пять". Похожую историю мне рассказал недавно крупнейший математик современности, академик Юрий Иванович Журавлев. Как сложилась бы наша судьба, если бы нам пришлось сдавать тест?

Безусловно, всякий экзамен носит элемент субъективности. Но если на моих экзаменаторов пожаловались, мне легче исправить положение, когда я вижу полное изложение, а не ответы "да" и "нет".

– Знакомы ли вы с казахстанским опытом по этому вопросу?

– Да, мы около четырех часов беседовали с Крымбеком Кушербаевым, теперь уже бывшим министром образования Казахстана (его теперь повысили в должности). Они в Казахстане исходили из требований срочно повысить объективность при проведении экзаменов. И то, что они хотя бы частичным образом разрешили эту проблему через введение тестирования, хорошо. Но вопрос в другом. Казахстан и Россия – разные масштабы, разные культуры, разные менталитеты. Я категорическим образом возражаю против того, чтобы сертификат о сдаче теста заменил аттестат зрелости. В этом случае учитель потеряет контакт с учеником, его статус тотчас же упадет. Кем станет для него учитель? Никем. Так что моя позиция такова: школьный аттестат –обязательно, тест – для желающих, вуз должен иметь прямое участие в наборе студентов, пусть даже с учетом тестов. Можно сказать, что такой вариант мы уже осуществляем давно. Олимпиады – это ведь своего рода тесты. Около половины набора абитуриентов в наш университет идет именно через олимпиады, и это ребята из самых отдаленных регионов России.

Меня поразило интервью руководителя Центра тестирования Владимира Хлебникова: "Школьному персоналу доверять нельзя. У нас нищая голодная страна, их купят за понюх табака. Если разрешить регионам тестировать, все будет куплено на корню. Нужны неординарные меры с привлечением ФСБ и МВД". Что это за рассуждения такие?! Я не могу обойти стороной вопрос о репетиторстве и коррупции, они есть. Это больной вопрос. Общество больно этим. И корни здесь социальные. Если бы профессора получали хотя бы 300 долларов, они, возможно, и не занимались бы репетиторством.

– Еще пропагандируемая сейчас новация – конкурсный заказ на специальности...

– Конкурсный заказ может привести к сужению возможностей вуза по обеспечению себе достойного существования. Ведь что получается: то, что данному вузу заказано, то и будет финансироваться. Но государство может не дать полностью денег под этот заказ. Между прочим, даже МГУ сегодня финансируется на 30%. Я за то, чтобы государство влияло на систему подготовки. Допустим, нужны специалисты для оборонных отраслей науки и промышленности: программисты, системщики – государство должно их в этом поддерживать. Мы это только приветствуем. Вузы должны зарабатывать – это хозяйственный подход. Но и вузы нужно поддерживать. Опять же вузы, а не студента. В Китае, например, правительство дало Пекинскому университету в прошлом году 300 миллионов долларов и 100 миллионов другим, менее престижным вузам. Замечательно. А что у нас? Наши потребности в обновлении приборной базы совсем не поддерживаются из бюджета. Бюджет МГУ – 30 миллионов долларов, бюджет среднего американского вуза – 800 миллионов, бюджет ведущего американского университета – от 3 до 5 миллиардов долларов. Без комментариев!

– Как я слышала, у вас и у комитета по образованию и науке Госдумы РФ были и есть определенные возражения против процедуры принятия "Национальной доктрины образования Российской Федерации"?

– Да, нас несколько удивило поспешное и почти тайное ее принятие. Кстати, к рождению доктрины я приложил немало сил. Выдвинул идею, озвучил ее, сделал доклад на Всероссийском совещании работников образования. И после этого начинаются какие-то игры. Нас, разработчиков, изолируют, доктрину прячут, что-то меняют, урезают, в итоге ее принятие затянули на длительное время. Разработчиков на это принятие так и не позвали. Цель была – поскорее провести ее, без лишнего шума. Сегодня мы опасаемся, чтобы следующие шаги не были так же поспешны и окутаны такой же тайной.

Я – за широкое обсуждение эксперимента. Это обязательно нужно сделать. Может, мы в чем-то и ошибаемся, но за нами – огромный потенциал высшей школы. Так что еще раз призываем к аккуратности: не навреди. Я не экономист, но ведь совсем не трудно подсчитать, так ли это накладно – поддержать профессора, ученого, учителя и выплатить им соответствующую их положению заработную плату. Как бы это способствовало поднятию престижа работников образования! Помните время, когда по экранам страны прошел фильм "Девять дней одного года". Молодые люди мечтали стать физиками-ядерщиками. Сегодня они бредят портфелем банкира.

– Виктор Антонович, с чем связаны ваши личные страхи и опасения?

– Если мы сегодня пойдем по неправильному пути, общество это не примет, а история не простит. И не говорить об этом, пройти мимо того, что делается сейчас, я не могу, не имею права.

Наталья Савицкая

Перепечатано с некоторыми сокращениями из "Независимой газеты" от 24.01.2001 г.

 

ЧЕЛОВЕК, СДЕЛАВШИЙ СЕБЯ САМ

ПОЛИЩУК АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ

 

Заведующий кафедрой оснований и фундаментов, директор института повышения квалификации.

Родился в 1949 году. Окончил ТИСИ в 1972 году, доктор технических наук – 1997 г., профессор, опубликовал более 100 научных работ, в том числе 3 монографии.

Афоризм, употребленный в заглавии настоящего очерка, часто используется Анатолием Ивановичем. Взято оно, поясняет он, из английского языка и на нем оно произносится довольно звучно: "СЭЛФ-МЭЙД МЭН". А применяет он это английское словосочетание по отношению к людям волевым, добившимся поставленной задачи своим упорством, настойчивостью и незаурядным умом. Как увидим из дальнейшего повествования, это звучное и емкое словосочетание как раз и выражает суть всей научной и производственной карьеры профессора Полищука.

– Наверное, – с улыбкой поясняет Анатолий Иванович, – есть в моем характере некоторый авантюризм, доставшийся мне от предков по отцовской линии. Мои деды-прадеды, украинцы, в конце прошлого (XIX) века ездили на заработки... в Америку. Возвращались с долларами, приобретали землю и рачительно на ней хозяйствовали.

Однако не гладко начиналась жизнь у самого потомка украинских "авантюристов". Одержимый мечтой о студенчестве, решил он поехать на родину своих пращуров - поступать в Киевский политехнический. Да не тут-то было. Не прошел по конкурсу. Вернулся домой, стал работать, но мечту о вузе не оставил. Дневную работу сменяет вечерняя учеба. Каждый вечер сидит он, вперив ум в учебники по математике, физике, химии... Прошел год и он готов снова испытывать судьбу. На сей раз, наслышавшись добрых отзывов о томских вузах, о Томске вообще, подался в "Сибирские Афины". Выбрал ТИСИ. Успешно сдал вступительные. Исполнилась заветная мечта – он стал студентом. Учится с энтузиазмом. Потому что, говорит, интересно. Складывается компания друзей, таких же охочих до учебы – П.А. Кузнецов, С.А. Кравцов, В.С. Плевков. Собирались, обсуждали в будни и праздники проблемы строительства, изготовления конструкций, устройства железобетонных плит фундаментов. Была, конечно, юношеская романтика: строительные студенческие отряды. Строили весело, с задором... но, ведь практика! Проходили прекрасную производственную практику. И не только производственную. Целинники приобретали опыт организатора и воспитателя. Студент Полищук в институте был заметной фигурой. Недаром в преддверии окончания учебы декан Л.С. Ляхович предлагал ему остаться в институте, говорил о научной работе. Но хотелось примерить полученные знания в настоящем строительстве. Попросил распределение на Красноярский алюминиевый завод. Стройка, что и говорить, огромного размаха. Но...! Да нет, и с работой было все нормально. Со своими бригадами отделочников он успешно штукатурил и малярил. И коллектив строителей на своем участке такой успел воспитать, что дружба и товарищество стали в нем законом жизни. Все хорошо. Но все это уже было, было... в строительных отрядах. Затосковал мастер по большому делу. Где оно? Здесь, на стройке годы и годы потратишь на работу по планам и заданиям. Быть всегда исполнителем? И вспомнилось тогда ему напутствие декана: надумаете работать в институте – возвращайтесь. Родной институт встретил приветливо. Стал Анатолий ассистентом кафедры оснований и фундаментов. Комсомольцы института вскоре избрали его секретарем комитета ВЛКСМ.

Пошла жизнь, полная дел и добрых впечатлений. На кафедре к науке начал приобщаться, в общественной работе приобрел авторитет. Но в какой-то момент задумался: надо определяться. Или наука, или общественная деятельность. Пересилила наука. Запросился в аспирантуру. Целевая аспирантура в Москве была и научно-познавательна, и интересна по организации учебы. Исследования по проблемам устройства фундаментов в сложных грунтовых условиях Анатолий Иванович проводил на Северном Кавказе. Кандидатская защищена, и снова молодой ученый на кафедре оснований и фундаментов, преобразованной впоследствии в кафедру инженерной геологии, оснований и фундаментов. Восьмидесятые годы. Кафедра активна в научных поисках. Ученые разрабатывают рациональные типы фундаментов, рекомендуют способы их внедрения, предлагают использовать искусственные грунты из золы и золошлаковых отходов ТЭЦ, ГРЭС для устройства оснований сооружений. Результаты научных исследований сотрудников кафедры имеют широчайшее практическое применение. Доцент Полищук приобретает авторитет в вопросах фундаментостроения, инженерных изысканий и реконструкции зданий. Его приглашают для проведения экспертиз не только в Томске, но и в других городах Сибири. Он плодотворно сотрудничает со специалистами кафедры строительных конструкций. К рекомендациям молодого ученого внимательны практики. Накапливается опыт, совершенствуются методы расчета и конструирования фундаментов. Появились журнальные статьи и монографии по вопросам фундаментостроения, усиления строительных конструкций. С интересом встретили строители его рекомендации по новым способам защиты фундаментов от замачивания, морозного пучения грунтов, по креплению стенок выемок от обрушения и другие. Материалов накопилось столько, что следующим этапом профессиональной деятельности стала работа над докторской диссертацией. Вспоминая это напряженное время, Анатолий Иванович отдает должное своему заведующему кафедрой профессору В.Е. Ольховатенко – он создал творческую атмосферу для плодотворного выполнения научной задачи, ее экспериментального подтверждения.

В 1997 году на ученом совете Пермского государственного технического университета А.И. Полищук защитил докторскую диссертацию по теме "Совершенствование методов проектирования фундаментов реконструируемых зданий на пылевато-глинистых и искусственных грунтах". Докторская – лишь степень признания его эрудиции. Исследования же продолжаются. Ученый разрабатывает научные подходы к расчету и конструированию зданий для различных грунтовых условий, предлагает ряд новых способов их усиления. Предложенные разработки позволяют расширить технологические возможности усиления фундаментов, упрочнения оснований в стесненных условиях. Отдельные способы запатентованы и рекомендуются к использованию в условиях реконструкции и восстановления зданий. Исследования автора изложены более чем в 100 научных работах. В том числе в трех монографиях, пяти пособиях. На его счету 9 изобретений. Научные работы Анатолия Ивановича высоко оцениваются в научных кругах России и за рубежом. Он избран членом Российского общества по механике грунтов, геомеханике и фундаментостроению. Научные доклады профессора Полищука опубликованы в трудах международных конференций, проходивших в Мельбурне, Сингапуре.

Вот и сегодня на его рабочем столе лежит толстенный том доклада по причинам деформаций эксплуатационных зданий на пылевато-глинистых грунтах, подготовленный для международной конференции, которая должна состояться в сентябре 2001 года. Он еще не вышел из одной конференции, как уже включен в состав комитета по подготовке конференции в Малайзии в 2002 году. Однако ж профессору Полищуку тесно в рамках научных исследований. Его натура жаждет организаторской, пожалуй, лучше сказать, административной, работы. Может, в таких его устремлениях и проявляется, как он выражается, авантюризм предков. Да нет, авантюризм Анатолия Ивановича – это стремление как можно полнее реализовать потенциал своих способностей. И тут, как говорится, на ловца и зверь бежит.

Л. Селиванов.

 

23 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

 

Дорогие наши мужчины!

Независимо от того, довелось или нет служить вам в рядах Вооруженных Сил, вы являетесь защитниками Отечества – ведь на ваши плечи легла нелегкая обязанность вывести Родину из экономического, политического, морального кризиса, в котором она сегодня находится, не дать ей распасться на "удельные княжества". Вы никогда не боялись труда, никогда не прятались от ответственности. И значит, наше дело обречено на удачу! В истории России много печальных страниц, но еще больше славных побед.

Поздравляем вас с праздником, дорогие наши защитники! Крепкого вам здоровья, бодрости, уверенности в себе и в своем будущем!

 

С ВАШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ МУЖЧИНЫ!

Двадцать третье февраля – совершенно замечательный день. Официально это День защитников отечества. На самом же деле это праздник мужчин, причем мужчин любого возраста – от младенчества до впадения во младенчество, независимо от того, служили ли они в рядах нашей славной армии или их миновала чаша сия. Ну, в самом деле, у женщин праздник есть. Чем мужики-то хуже!

Как правило, мужчины посвящают стихи своим любимым дамам. Но когда это женщины кому-то что-то уступали? Вот, как сумели, так и посвятили!

ИТАК:

ВАМ, ЛЮБИМЫЕ!

Дорогие наши мужики!

Мы вас любим. Больше: обожаем! 

Чтобы не испытывать тоски,

Никогда не воевать желаем.

 

Дорогие наши господа!

Всяко почитая ваше мужество,

Мы желаем: в жизни никогда

Не стрелять ни из каких оружий вам!

 

Нас в любви желаем побеждать,

Брать в полон сердечный нас, любимых!

Никогда от нас не отступать –

Подвиг настоящего мужчины!

Е.Ю.

В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ ДРУЖНО ТЯНУТ

И КОНЬ, И ТРЕПЕТНАЯ ЛАНЬ

Как вы галантны

И как вы умны!

Защитники женщин

И в целом страны!

 

Мы видим, как вы,

не теряя надежды,

Активны сегодня 

так же, как прежде!

 

Мы б вам подарили,

Наши коллеги,

Компьютеры, принтеры

Вместо телеги.

 

В одной мы упряжке,

Оглобли одни,

Но все-таки верим:

Счастливые дни

 

Наступят когда-то,

Когда-то придут

И всем нам успехи

В труде принесут!

Валентина Быкова, деканат ИЭФ.

 

СИЛЬНОЙ ПОЛОВИНЕ РОССИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ...

Ну, что б мы делали без вас?

Ах, наши милые мужчины,

У нас бы не было причины

Всех вас поздравить в этот раз!

 

Без вас, мужчин, мы не смогли бы

Так быть прекрасны и милы,

И, может быть, совсем погибли

От недостатка силы мы.

 

Кому б смогли состроить глазки?

Кому прическу показать?

И получить всю долю ласки,

"Я не такая..." вам сказать.

 

Ведь мы без вас так беззащитны,

Не так умны, не так красивы,

Не молоды и не счастливы,

Что и в словах не передать,

И остается лишь вздыхать...

 

И в этот день мы вам желаем

Любить нас, холить и беречь,

Снимать все ноши с наших плеч

И дожидаться новых встреч.

 

Вот с этим всех вас поздравляем

И всех вас в гости приглашаем!

С цветами, подарками в гости зовем,

Но только с конфетами кофе мы пьем,

И все комплименты мы любим, 

Внимания мы не забудем!

Елена Гельмер, Юлия Хусанова, деканат ООФ.

 

КУДА ИДУТ НАШИ ВЗНОСЫ?

Исполнение сметы профкома за 2000 год.

ДОХОДЫ составили 260 тысяч рублей. 30 % от них (78 тысяч) перечислены в обком профсоюза работников образования. Оставшиеся 182 тысячи были потрачены на следующие нужды.РАСХОДЫ:

На культурно-массовую работу, на работу с детьми и ветеранами пошло 43,7 тыс. рублей, или 16,9 % от доходов. Было организовано празднование Дня защитника Отечества – 23 февраля, Дня международной солидарности трудящихся женщин – 8 Марта, Дня Победы – 9 Мая и Дня памяти – 22 июня, Дня защиты детей – 1 июня, Дня знаний – 1 сентября, Дня старшего поколения – 1 октября. На каждый из этих праздников закупались цветы, подарки, а также корзины цветов для возложения к монументу в Лагерном саду.

Вся работа с ветеранами проводится совместно с советом ветеранов и администрацией университета. Для ветеранов Великой Отечественной войны приобретались подарки не только ко Дню Победы, но и ко Дню защитников Отечества. Для них также были закуплены билеты в Театр драмы на спектакль "Старые мелодии".

Выделялись деньги на работу с детьми. Это и подарки для выпускников детского сада, и призы за лучшую поделку на выставке детского творчества в честь Дня защиты детей. Приобретались билеты в Театр юного зрителя на спектакли "Украденная флейта", "Питер Пен", на новогодние утренники. Были выделены средства для детского оздоровительного центра "Юный томич".

В минувшем году культурно-массовая комиссия приобретала билеты на спектакли театрального фестиваля "Павлинка", "Полоумный Журден", "Лес", "Дульсинея Тобосская", "Рыбный день ". Специально для кафедр иностранных языков были куплены билеты на спектакль "От мира к антимиру". Сотрудники отдела метрологии посетили спектакль театра "Интим" "Мужской род, единственное число".

Для сотрудников университета был проведен концерт оркестра народных инструментов лауреата многочисленных конкурсов "Сибирские узоры". В честь Дня старшего поколения учащимися гимназии №13 для наших ветеранов был дан прекрасный концерт. Вручались подарки на лауреатском студенческом вечере, на выставке "Мое хобби, или от скуки на все руки" (в честь 8 марта), выделялись деньги на проведение традиционного праздника Дня строительного факультета, на КВН между преподавателями и студентами. Проходили заседания женского клуба. Проведены впервые День библиотекаря, дни славянской письменности, День энергетика. Профком организовал выставку репродукций Н.К. Рериха, фотовыставку С.Л.Лопатина "Есть у цветов душа, готовая раскрыться". Для библиотеки университета из средств профкома оплатили подписку на журналы "Домашний очаг", "Крестьянка" с приложениями "Хозяюшка", "Мода в доме", "Усадьба". Для музея истории ТГАСУ, ДОЦ "Юный томич", библиотеки и профилактория оформили подписку на местные газеты. Для профкома и профбюро выписаны 5 экземпляров газеты томских профсоюзов "Действие" и российских "Солидарность". По просьбе наших сотрудниц-мастериц приобретался журнал "Бурда".

700 рублей выделено профилакторию на удешевление питания.

На спортивно-массовую работу выделены 3000 рублей (1,2 %). В основном, эти деньги пошли на организацию встреч по волейболу, баскетболу, шахматам ветеранов и сотрудников университета, а также на выезд наших спортсменов на соревнования в соседние города. Профком частично оплачивает также занятия группы здоровья, где занимаются женщины-ветераны.

Материальная помощь преподавателям и сотрудникам университета составила 57,4 тысяч рублей, или 22 %. В этом году количество заявлений увеличилось, однако никому в помощи не было отказано. Много внимания профком уделяет вопросам социальной защиты сотрудников университета. В минувшем году впервые за долгие годы нам удалось отправить на санаторно-курортное лечение 23 человека. Путевки в санатории "Ключи", "Чажемто", "Синий утес" выделялись за 10 % стоимости людям, действительно нуждающимся в лечении, 1 путевка в "Чажемто" была выделена бесплатно нашему сотруднику, проживавшему ранее в Семипалатинской зоне. Кстати, уже в этом году к нам поступили пять путевок в "Чажемто", "Ключи" и "Белокуриху", все они выделены очередникам. То, что нашему вузу удается сохранить детский сад, детский оздоровительный центр и профилакторий, тоже является примерами социальной защиты членов коллектива. С целью социальной защиты сотрудников профком ежегодно организует посадку картофеля. В этом году в связи с неожиданно резко возросшей стоимостью горючего пришлось доплатить за вывоз картофеля 4,5 тысячи рублей, что составило 1,7% от сметы. Профком систематически организует продажу семян, саженцев, средств защиты растений, консультации для садоводов и огородников. Совместно с администрацией города уже пять лет проводится льготная подписка на томские газеты для всех членов коллектива университета.

Хозяйственные расходы составили 20,1 тыс. рублей (7,7%). Эта немаленькая сумма сложилась за счет платы за телефон, приобретения бумаги, ручек, конвертов, открыток, линеек, клея, тетрадей, поздравительных папок, оплаты за услуги банка.

Заработная плата троих штатных сотрудников профкома составила 38,1 тыс. рублей – 14,6 %. На налоги – федеральные и местные, соцстрах, ОМС, Пенсионный фонд ушло 15,3 тысяч, или 5,9 %.

Все расходы подтверждены заявлениями сотрудников и ветеранов, подписями председателей профбюро, товарными и кассовыми чеками, систематически проверяются главным бухгалтером обкома профсоюза, налоговой службой, ОМС, Пенсионным фондом. Нарушений не выявлено.

Ю. Орлов, председатель профсоюзной организации ТГАСУ, Т. Лузина, бухгалтер профкома.

 

ДЕЛА ПРОФСОЮЗНЫЕ

 

В честь Дня защитников Отечества администрация университета, совет ветеранов и профком сотрудников подготовили для ветеранов Великой Отечественной войны и офицеров, работавших у нас на военной кафедре, скромные подарки. Как в песне поется: "Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь!"

 

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ФИГАРО, ИЛИ СЛОВО О ДЕЛАХ ИГОРЕВЫХ

20 лет вузовскому клубу ТГАСУ

Перечисление через запятую каких-либо фактов – дело для читателя обычно неинтересное и он эти строчки чаще всего "пробегает", а то и пропускает. А нам очень хотелось задержать внимание читателя на нижеследующей "статистике", ибо она "есмь зело удивляюща".

Итак, театр миниатюр "Ляп". Солист Игорь Третьяков. Команда КВН "Контр-А" – участник Игорь Третьяков. Драматическая студия – актер Игорь Третьяков. Он же – руководитель группы брейк-данса и режиссер команды КВН "Фантом". Все это – в вузовском клубе ТГАСУ, причем одновременно с обучением на третьем курсе инженерно-экологического факультета. У некоторых определенных граждан немедленно возникнет вопрос: Ну, и какой он будет инженер?" Точно можем сказать: "Хороший!" Даже – "Отличный!" "Многостаночники вузовского клуба на биржах труда не числятся.

Кстати, Игорь уже сейчас работает в фирме. В свободное время. Где он его берет? ну, наверное, либо в его сутках больше часов, чем 24, либо права английская поговорка: "Время – это шведская резина (эспандер), кто на сколько способен, тот на столько и растянет".

И в заключение – короткий диалог, подслушанный в клубе в прошлом году: "Игореха, если бы тебе дали еще свободного времени, что бы ты сделал?" – "Я бы сценарии писать хотел научиться..." Может быть, неслучайно два имени – "Фигаро" и "Игорек" почти рифмуются?

Г. Кораллова.

 

ШАПКИ ВСЕ-ТАКИ НОСЯТ НА УЛИЦЕ

 

Приветствую вас, обитатели ТГАСУ! Сегодня хочу поздравить мужскую половину с праздником. Каким? С 23-м февраля. В этот день нелишне вспомнить об отваге, геройстве и доблести наших мужчин.

В университете большинство парней еще не успели побывать в армии. И военной кафедры у нас нет. Но уже сегодня их учат многим качествам, необходимым русскому солдату. А преподают молодежи эти "уроки жизни" люди, объясняющие, казалось бы, очень мирные науки: начертательную геометрию, химию, историю и т.п. Это люди, при виде которых многие юноши наконец-то понимают, что шапки обычно носят на улице, а не в помещении.

Ю.П. Нагорнов. Пожалуй, у Юрия Павловича молодым людям следовало бы поучиться такту, умению вести беседу, благородству. Юрий Павлович – это лучистое обаяние и надежность. Когда разговариваешь с ним, то забываешь не только о его возрасте, но и о времени. Хочется слушать и слушать. Потому что ему доверяешь. А это главное, если придется идти в разведку. Почему-то знаешь, что если случится беда, то уж он-то сделает все, чтобы помочь. А если понадобится, наверняка и под пулю за друга встанет.

А.Н. Пестряков. Вы читали "трех мушкетеров"? Мне кажется, Алексей Николаевич – идеальный образ Арамиса. Студентки, выбирая, в кого же из преподавателей влюбиться (так уж, знаете ли, водится), чаще всего останавливают свой выбор именно на нем. Оно и неудивительно, на это лицо интеллигента можно смотреть без устали (и пуля-то его не тронет, потому что она женского рода). Но помимо этого, Алексей Николаевич – человек, который протянет руку в трудную минуту и вытянет из самой глубокой ямы.

В.М. Кореневский. Здесь можно только склонить голову. Такой самоорганизации необходимо учиться не только юношам, но и девушкам. Если Владимир Михайлович пообещает что-то, то непременно сдержит слово. Думаю, он пообещал самому себе любить и защищать Россию. Помните А. Матросова? Наверняка, наш Владимир Михайлович не задумываясь заслонил бы собой эту амбразуру, потому что знал бы, что это ради нас, ради России.

Позвольте на этой патетической ноте закончить сегодня мое послание. К сожалению, далеко не всех я сумела назвать. А ведь в нашем вузе столько замечательных настоящих мужчин!

С уважением, Маргарита Супрунова.

С праздником всех! Удачи, счастья и дай нам Бог мирного неба над головой!

 

МИТИНГ

27 февраля 2001 г. 16 час. в защиту государственной системы образования в рамках Всероссийской акции.

Приглашаем преподавателей, студентов и сотрудников университета принять участие в митинге, который состоится 27 февраля в 16 часов на площади у БКЗ.

Сбор участников митинга у 1-го корпуса ТГАСУ в 15.30.

Профком сотрудников, Профком студентов.

 

НА ЛТФ – ПЕРВЫЙ ВЫПУСК

 

Как быстро летит время. Только вчера, кажется, открыли у нас в университете лесотехнический институт, а у лесников – уже первый выпуск!

– Лесотехнический институт, а в его рамках лесотехнический факультет и выпускающая кафедра "Машины, оборудование и технология деревообработки", – поправляет меня декан ЛТФ профессор В.Д.Руднев, – открыты в 1997 году. Мы провели три набора, сегодня у нас учатся около 400 студентов по трем специальностям. А выпустили мы специалистов, обучающихся по ускоренной программе, тех, что пришли к нам после лесотехникума на специальность "Технология деревообработки".

Первый выпуск... Нелегко дался он факультету. Сама специальность только-только осваивалась. Декан заботился о преподавательских кадрах, пригласил специалистов-производственников, отправил на стажировку в родственные вузы "коренных" тгасовцев. Подготовил учебно-методическую базу. В новом 7-м корпусе оборудовал аудитории, лаборатории... Опорой факультета стали доцент В.К. Шилько, старший преподаватель Е.М. Вилипп, старший преподаватель О.Ф.Токарева. Но новой была не только специальность. Новым было и то, что студентов – выпускников техникумов готовили по особенной, ускоренной программе. Между тем базовое образование у этих ребят слабее, чем у выпускников школ. Зато мотивация к учебе посильнее, чем у первокурсников. Там, где не хватало знаний, ребята брали упорством. Совсем не случайно среди 17 выпускников четверо получили дипломы с отличием – Юлия Эккерт, Зинаида Северьянова, Елена Брусникина, Анна Сахарова. И, что особенно важно, почти все выпускники трудоустроены. В июле 2001 года состоится первый выпуск по специальности "Машины и оборудование лесного комплекса". Тоже ускоренники.

Нет, не ошибся Глава администрации нашей области Виктор Кресс, когда попросил ректорат открыть в нашем вузе специальности для лесной отрасли. Почему именно к нам обратился, понятно: механический факультет, где изучались автомобили, тракторы, подъемно-транспортные, дорожные и прочие машины, пользуется заслуженной известностью. А лесные машины в основе своей те же автомобили и тракторы. Есть, конечно, своя специфика, но не на голом месте начинать. Во всяком случае, для двух специальностей – "Машины и оборудование лесного комплекса" и "Экономика и управление на предприятиях лесной отрасли" база существовала. Сложней было со специальностью "Технология деревообработки"...

Тогда, в 1997 году, лесная отрасль в области, как говорится, "лежала", но губернатор надеялся переломить ситуацию, поднять традиционно томскую сферу промышленности. Справедливо решил, что потребуются высококвалифицированные кадры. Новому факультету обещал самую действенную поддержку...

Декан ЛТФ Виктор Дмитриевич Руднев, директор лесотехнического института Эдуард Исаакович Удлер, не ожидая губернаторской поддержки, принялись за дело. Однако сегодня факультету уже тесно в сложившихся рамках. Уже и те студенты, что поступали на первый курс после школы, изучают специальные дисциплины, им нужно учиться на самой современной технике, значит, лабораторная база должна расширяться и заменяться. Сейчас факультет успешно сотрудничает с лесотехникумом, который за 80 лет накопил солидную материальную базу, но новейших образцов лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники и там не найти. Деревообработчики проходят практику на карандашной и спичечной фабриках, на заводе древесно-стружечных плит, на лесопромышленных предприятиях.

В.Д.Руднев считает, что нужно сделать следующий шаг: на базе полигона лесотехникума создать центр по практической подготовке и переподготовке кадров, объединив все существующие в Томске учебные заведения, готовящие специалистов для лесного комплекса – лесную школу, техникум, ТГАСУ, ТГУ. И здесь без помощи губернатора не обойтись.

Еще одним необходимым шагом считает декан подготовку кадров по заказам предприятий. Это гарантирует работу нашим выпускникам и, в то же время, обеспечит предприятие специалистами, подготовленными именно для работы в конкретных условиях. Благотворно скажется это и на материальной базе факультета.

И еще одну сферу деятельности факультета на благо лесной отрасли видит декан: переподготовку кадров. Совсем другая техника идет сейчас в лесозаготовительные предприятия. Ее инженеры, выпущенные лет 10-15 назад, и на картинках-то не видели!

А вот на различные предприятия, АО поступает современное высокотехнологичное зарубежное оборудование. С этими предприятиями кафедра налаживает тесные связи. Потому что сотрудничество здесь взаимовыгодно.

Е. Глотова

 

ДО ЧЕГО ЖЕ СТОЙКИЙ НАРОД МЕХАНИКИ!

 

Сколько помню наш университет, в нем все время что-то строилось, реконструировалось, ремонтировалось. Даже в самые безденежные времена выкраивались копейки то на ремонт крыши, то на реставрацию зала. И , конечно, все эти строительные подвиги были возможны благодаря активному участию в них наших студентов. А вот почему из всех студентов чаще всего к строительным делам привлекали механиков – для меня загадка. Конечно, на МФ самые крепкие ребята при почти полном отсутствии девчат, но все-таки они механики! Ладно, если бы их заставляли машины в нашем гараже ремонтировать...

Как бы то ни было, механики строили, учебные планы составлялись с учетом этого обстоятельства, ребятам давались дополнительные консультации, и в итоге они справлялись с двойной – учебной и рабочей нагрузкой. Нынешние студенты не стали исключением.

Но итоги сессии меня поразили. Не будем трогать четвертый курс. Сессию наши труженики сдали благополучно, и спасибо им за это. Пятикурсники – это святое, их к строительству не привлекают. Но уж в прошлом году, на их 4-м курсе, ребята поработали на славу! Как же отразилась эта практика на их учебе? Еще как отразилась!

Итак, 5-й курс СДМ.

Группа 316-1. Абсолютная успеваемость 100%, качественная 98. А. Беляев и Н. Мартынов получают только отличные оценки.

Группа 316-2. Абсолютная успеваемость 100%, качественная 90. А.Бончев, А. Герман, А. Логунов – отличники.

Группа 316-3. Разумеется, абсолютная успеваемость 100%. В этой группе, кстати, учится стипендиат "Юкоса" Руслан Карнаев.

Еще круче обстоят дела у автомобилистов.

Группа 346-1. 5 отличников. 346-2 – кругом сто процентов, 9 отличников, 346-3 – качество 90%, 5 отличников.

Группа 346-4 – качество 100%, 5 отличников, из них двое – Александр Биль и Александр Полежаев – стипендиаты "Юкоса".

А вот дальше я удивилась еще больше. группы 326-1,2, к строительству никогда не привлекавшиеся, на конец сессии имели всего-то 50% абсолютной успеваемости. Это на пятом-то курсе! Ну, вы, ребята, даете!

– Эти группы мы потому и не направляли на строительство, – объясняет заместитель декана А.И.Рекман, – что они изначально были слабыми. Формировались группы на ООФ на основе рейтинга. Ребята, чьи фамилии стояли в самых нижних строчках, в эти группы и вошли. И так и не сумели переломить себя. Условия им для нормальной учебы были созданы, но ребята не научились учиться. Обидно за них.

На факультете достаточно примеров, когда упорство и стремление к знаниям помогают преодолевать серьезные трудности. На МФ сегодня учатся более 900 студентов, и около 40 процентов из них - выпускники техникумов. Вот уж у кого проблем хватает! Адаптация проходит очень болезненно, ведь базовая подготовка у этих ребят значительно слабее, чем у тех, кто поступал после школы. На первом курсе успеваемость в таких группах составляет 55–60 %. Но со временем ребята втягиваются, привыкают к вузовским требованиям, заполняют пробелы. Конечно, этих студентов от учебы не отвлекают ни на какие стройки века.

На МФ уже были выпуски "ускоренников" – два на СДМ, один у автомобилистов. Они доказали, что за годы учебы в вузе студенты – выпускники техникумов, обучающиеся по ускоренной программе, получили достаточную общеинженерную и специальную подготовку.

Е. Юрьева.

 

ТГАСУ - САМЫЙ ЛУЧШИЙ ВУЗ В МИРЕ!

 

Когда-то, на 1-м курсе, произнося слово "пятикурсник", я представляла молодого, уверенного в себе человека, с тубусом в руках и веселым чертиком во взоре. А самое главное, это был взрослый человек! И вот, не успели оглянуться, как прошли года, и словом "пятикурсники" называют уже нас. Отзвенел последний звонок, позади лекции, сессия, госэкзамен, а впереди – новые заботы, светлые надежды, и какое-то жутко серьезное, но еще не знакомое дело – диплом!

В строительный университет – тогда еще академию я решила поступать не случайно. Как-то мы с одноклассниками были в Петербурге,  и меня просто потрясла красота этого города – именно своей архитектурой. У меня появилась мечта – стать архитектором. Но, к сожалению, бог не наградил меня даром рисования, поэтому моей мечте в полной мере осуществиться было не суждено: на архитектурный факультет путь мне был закрыт. Но!!! Я узнала, что есть такая специальность – реконструкция на строительном факультете и решила испытать судьбу.

Последний штрих, после которого мне уже не приходилось сомневаться, что я хочу учиться именно на ПГС, это эпиграф факультета: "Не каждому дано так щедро жить – друзьям на память города дарить!".

Волею судьбы и экзаменаторов, которые принимали у меня вступительные экзамены, я поступила в ТГАСУ. И каждый день меня ожидали все новые сюрпризы и я все больше влюблялась в этот вуз. Первое, что меня заинтересовало. обрадовало и полностью поглотило – это клуб. Если позаимствовать изречение моей школьной учительницы то можно сказать, что студклуб – это сборище индивидуалов. Нигде больше я не видела сразу столько разных, но одинаково интересных людей. Огромное спасибо А.В. Гоц, Н.А.Корнеевой, А. Смокотину – за все! Всегда было очень приятно общаться с людьми, которые находятся за дверью с надписью "Деканат". Это замечательные люди, которых мы никогда не боялись, но всегда безгранично уважали, ведь наш деканат, выражаясь "строительным" языком – наша "крыша", которая нас оберегает и поддерживает. Никогда в жизни я не забуду строгость и представительность Олега Григорьевича Кумпяка, чертиков в глазах Олега Равильевича Пахмурина, озабоченность и женский шарм Лидии Ивановны, деловитость и душевную доброту Надежды Ильиничны, свежесть и деликатность Ольги Николаевны, открытость и понимание Олега Юрьевича, серьезность и неожиданно тонкое чувство юмора нашего нового декана Анатолия Павловича Малиновского...

В какой-то умной книжке я прочитала такое изречение: " Дом – это не место, дом – это люди". ТГАСУ для меня – это замечательное место, где я познакомилась с чудесными людьми; это пять лет жизни, которые не прошли даром. Здесь я получила не только образование, но и обрела друзей, встретила свою любовь... И таких, как я – много. Когда-нибудь мы, выпускники, будем вспоминать студенческие годы с трепетной ностальгией и говорить своим детям: "ТГАСУ – самый лучший вуз в мире!".

Светлана Медведева, 5-й курс.