Востриков К.В.

УДК 625.12:624.131.55

ВОСТРИКОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ, канд. техн. наук,

koctas_v@mail.ru

СМОЛИН ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ, докт. техн. наук, доцент,

yurij.smolin@bk.ru

Сибирский государственный университет путей сообщения,

630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191

К ВОПРОСУ О ГРАНИЦЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ОТ ВИБРАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТА

Рассмотрены вопросы прогноза уровня вибраций при движении поезда, возникающих на прилегающей к железнодорожной магистрали селитебной территории. Представлены результаты определения границ санитарно-защитной зоны по вибрации при разных среднегеометрических частотах октавных полос. Расчеты по определению динамического воздействия выполнены методом конечных элементов в программном комплексе Plaxis. При решении задачи использовано допущение о возбуждении подвижным составом в грунтовой среде колебаний гармонического характера.

Ключевые слова: земляное полотно; динамическое воздействие; среднегеометрические частоты октавных полос; гармонические колебания; транспортная вибрация; санитарно-защитная зона; подвижной состав.

Библиографический список

  1. Смолин, Ю.П. Прочность железнодорожных насыпей, сложенных мелкозернистыми и пылеватыми песками, воспринимающими динамическое воздействие от подвижного состава : дис. … докт. техн. наук: 05.22.06. – СПб. : ПГУПС, 2005. – 272 с.
  2. Стоянович, Г.М. Натурное изучение величины вибродинамического воздействия поездной нагрузки на грунты / Г.М. Стоянович. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. – 147 с.
  3. Зайцев, А.А. Комплексная методика автоматизированной оценки динамической устойчивости железнодорожных насыпей : дис. … канд. техн. наук: 05.22.06. – М. : МГУПС, 2000. – 255 с.
  4. Смолин, Ю.П. Учет динамической нагрузки при проектировании усиления деформирующегося железнодорожного земляного полотна методом напорной инъекции / Ю.П. Смолин, К.В. Востриков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск : ИрГУПС, 2013. – № 1 (37). – С. 89–94.
  5. Андреева, П.И. Изучение влияния прохождения железнодорожного транспорта на вибрации расположенного вблизи здания КБ «Вертолеты России» / П.И. Андреева, Г.Э. Шаблинский // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – № 1. – С. 53–58.
  6. Курбатский, Е.Н. Использование теоремы взаимности для оценки уровней вибрации поверхности упругого полупространства от точечного источника, расположенного внутри полупространства / Е.Н. Курбатский // Вестник МИИТа. – 2004. – Вып. 2. – С. 93–104.
  7. Титов, Е.Ю. Разработка методов оценки и способов снижения уровней вибраций сооружений вблизи метрополитенов и железнодорожных трасс : дис. … канд. техн. наук: 05.22.06. – М. : МГУПС, 2006. – 134 с.
  8. Ильичев, В.А. Исследование распространения вибрации при прохождении поездов в зависимости от расположения железнодорожного земляного полотна / В.А. Ильичев, Ш.С. Юлдашев, С.М. Саидов // Основания, фундаменты и механика грунтов. – 1999. – Вып. 2. – С. 12–13.

______________________________

KONSTANTIN V. VOSTRIKOV, PhD,

koctas_v@mail.ru

JURY P. SMOLIN, DSc, A/Professor,

yurij.smolin@bk.ru

Siberian Transport University,

191, Koval'chuk Str., 630049, Novosibirsk, Russia

SANITARY PROTECTION AREA AND TRAFFIC VIBRATIONS

The paper presents the problem of forecasting the level of vibrations induced by trains and occurred in the resident area of the long distance railroad. The results of detecting the boundaries of the sanitary protection area are presented herein according to vibrations at different geometric mean frequencies of octave bands. The dynamic effect is calculated on the Plaxis software-based finite element method. The calculations are accompanied by the assumption on harmonic vibrations occurred in soil due to the train composition.

Keywords: subgrade; dynamic effect; geometric mean frequency; octave band; harmonic vibrations; transportation vibrations; sanitary protection area; train composition.

References

  1. Smolin J.P. Prochnost' zheleznodorozhnykh nasypei, slozhennykh melkozernistymi i pylevatymi peskami, vosprinimayushchimi dinamicheskoe vozdeistvie ot podvizhnogo sostava : dis. … dokt. tekhn. nauk [Strength of railway embankments composed of fine-grained and sandy silts under dynamic load. DSc Thesis]. St.-Petersburg: PSTU Publ., 2005. 272 p. (rus)
  2. Stoyanovich G.M. Naturnoe izuchenie velichiny vibrodinamicheskogo vozdeistviya poezdnoi nagruzki na grunty [Field experiement on vibrodynamic train load on soils]. Khabarovsk : FESTU Publ., 2005. 147 p. (rus)
  3. Zaitsev A.A. Kompleksnaya metodika avtomatizirovannoi otsenki dinamicheskoi ustoichivosti zheleznodorozhnykh nasypei : dis. … kand. tekhn. nauk [Automatic estimation of dynamic stability of embankments. PhD Thesis].Moscow : MIIT Publ., 2000. 255 p. (rus)
  4. Smolin J.P, Vostrikov K.V. Uchet dinamicheskoi nagruzki pri proektirovanii usileniya deformiruyushchegosya zheleznodorozhnogo zemlyanogo polotna metodom napornoi in"ektsii [Dynamic load in design of reinforcement for deformable embankments using pressure injection method]. Modern Technologies. System analysis. Modeling. Irkutsk : ISTU Publ., 2013. V. 1. Pp. 89–94. (rus)
  5. Andreeva P.I., Shablinskiy G.E. Izuchenie vliyaniya prokhozhdeniya zheleznodorozhnogo transporta na vibratsii raspolozhennogo vblizi zdaniya KB ‘Vertolety Rossii’ [Study of vibrations produced by rail transportation on ‘Russian Helicopters’ building]. Vestnik TSUAB. 2013. V. 1. Pp. 53–58. (rus)
  6. Kurbatskii E.N. Ispol'zovanie teoremy vzaimnosti dlya otsenki urovnei vibratsii poverkhnosti uprugogo poluprostranstva ot tochechnogo istochnika, raspolozhennogo vnutri poluprostranstva [Reciprocal theorem for estimation of elastic half-space vibrations produced by point source]. Vestnik MIIT. 2004. V. 2. Pp. 93–104. (rus)
  7. Titov E.Yu. Razrabotka metodov otsenki i sposobov snizheniya urovnei vibratsii sooruzhenii vblizi metropolitenov i zheleznodorozhnykh trass : dis. … kand. tekhn. nauk [Development of methods for evaluation and ways to reduce vibration levels structures, located near the underground railroad and railway. PhD Thesis]. Мoscow: MIIT Publ., 2006. 134 p. (rus)
  8. Il'ichev V.A., Yuldashev Sh.S., Saidov S.M. Issledovanie rasprostraneniya vibratsii pri prokhozhdenii poezdov v zavisimosti ot raspolozheniya zheleznodorozhnogo zemlyanogo polotna [Investigation of vibration propagation initiated by trains depending on embankment location]. Soil Mechanics and Foundation Engineering. 1999. V. 2. Pp. 12–13. (rus)

Статья | (1.85 Mб)