Веслополова Г.Н.

УДК 731.022 (75)

ВЕСЛОПОЛОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА, канд. архитектуры, доцент, профессор,

galina.veslopolova@yandex.ru

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,

440028, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28

ПРИНЦИП ПОДОБИЯ. ЧЕЛОВЕК – МЕРА ВЕЩЕЙ

В качестве инструмента, позволяющего достичь гармонии, архитекторы использовали разнообразные системы пропорционирования. Они существенно отличались друг от друга, однако их генетическим корнем являлась идея уподобления архитектурного объекта живому организму. В Древней Греции попытки обобщить тысячелетние наблюдения и интерес человека к собственному «устройству» дали положительные результаты и привели к созданию бесценных произведений искусства и техники, в том числе архитектурного ордера. Подражанием человеку в создании вещей и одновременным угождением ему за счет придания этим вещам прекрасных форм и удобства пользования ими древние греки преподали неоценимый урок будущим поколениям зодчих и современным дизайнерам.

Ключевые слова: архитектурный ордер; греческая античная традиция; канонический ордер; принцип подобия.

Библиографический список

  1. Боннер, А. Греческая цивилизация / А. Боннер. – М. : Искусство, 1992. – 256 с.
  2. Цирульников, А.М. Цивилизации / А.М. Цирульников. – М. : Педагогика-Пресс, 2000. – 687 с.
  3. Альберти, Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1 /Л.-Б. Альберти. – М. : Всесоюзная Академия архитектуры, 1935. – 392 с.
  4. Азизян, И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И.А. Азизян, И.А. Добрицина, Г.С. Лебедева. – М. : Прогресс-Традиция, 2002. – 512 с.
  5. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. – Л. : Cоцэктиз, 1936. – 342 с.
  6. Никонов, В. Человек Витрувия и др. / В. Никонов // VII Иконниковские чтения. Москва, 20–21 января 2010 г. – Условия доступа : http://www.artgorbunov.ru/bb/modular/ vitruvianman/
  7. Architektural theory. From the Remaissace the presemt 89 essays on 117 trteatises. V. 1–2. – Koln : Taschen, 2011. – 1508.
  8. Дюрер, А. О шрифте / А. Дюрер. – М. : Книга, 1981. – 48 с.
  9. Античность. AntonovichinDesing. – Условия доступа : http: //www.antonovich.com.ru
  10. Николаев, И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. – М. : Стройиздат, 1984. – 384 с.
  11. Шевелев, И.Ш. Формообразование / И.Ш. Шевелев. – Кострома : ДиАр, 1995. – 160 с.
  12. Шевелев, И.Ш. Принцип пропорций / И.Ш. Шевелев. – М. : Стройиздат, 1986. – 200 с.
  13. Хайселберг, Л. Строительные чертежи храма Аполлона в Дидимах / Л. Хайселберг (LotharHaselberger) // В мире науки. – 1985. – № 2 (ScientificAmerican, 1985, № 12). – Условия доступа : www.ancientrome.ru›publik/article.htm
  14. Гладкий, В.Д. Древний Мир. Т. 1. Современная энциклопедия/ В.Д. Гладкий. – М. : Центрполиграф, 1998. – 562 с.
  15. Глазычев, В.Л. Эволюция творчества в архитектуре / В.Л. Глазычев. – М. : Стройиздат, 1986. – 496 с.
  16. Поляков, Е.Н. Особенности скульптурных сюжетов Парфенона / Е.Н. Поляков, Н.М. Леонтьева, Е.С. Уваркина // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2010. – № 1. – С. 12–25.
  17. Смолина, Н.И. Традиции симметрии в архитектуре / Н.И. Смолина. – М. : Стройиздат, 1990. – 344 с.
  18. Веслополова, Г.Н. Архитектурные ордера / Г.Н. Веслополова. – Пенза : Социосфера, 2012. – 212 с.
  19. Локтев, В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини / В.И. Локтев. – М. : Архитектура-С, 2004. – 496 с.
  20. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М. : Мысль, 1982. – 626 с.
  21. Сафаралиева, Д.А. Учебный рисунок в академии художеств / Д.А. Сафаралиева. – М. : Изобразительное искусство, 1990. – 158 с.
  22. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов : в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. М.Г. Бархина. – М. : Искусство, 1975. – 544 с.

______________________________

GALINA N. VESLOPOLOVA, PhD, А/Рrofessor,

galina.veslopolova@yandex.ru

Penza State University of Architecture and Construction,

28, German Titov Str., 440028, Penza, Russia

SIMILARITY PRINCIPLE. MAN IS THE MEASURE OF ALL THINGS

Architects use various systems of proportion as an instrument for harmony achievement. Although these systems are significantly differ from each other, the idea of the architectural object similarity to a living organism is their genetic origin. In Antique Greece, the attempts to generalize the long-lasting observations and the human interest to his own functionality led to positive results in creating invaluable works of art and engineering including the architectural order. Antique Greeks gave a great lesson to future generations of architects demonstrating the possibility of creating functional and wonderful things by the means of their behavior similar to that of man.

Keywords: architectural order; antique architectural tradition; canonic order; similarity principle.

  1. Bonnard A. Grecheskaya tsivilizatsiya [Civilisation Grecque]. Moscow : Iskusstvo Publ., 1992. 256 p. (transl. from Fr.)
  2. Tsirul'nikov A.M. Tsivilizatsii [Civilizations]. Moscow : Pedagogika-Press. 2000. 687 p. (rus)
  3. Alberti L.B. Desyat' knig o zodchestve [Ten books on architecture]. Moscow: Vsesoyuznaya Akademiya arkhitektury, 1935. 392 p. (transl. from It.)
  4. Azizyan I.A., Dobritsina I.A., Lebedeva G.S. Teoriya kompozitsii kak poetika arkhitektury [Theory of composition as poetics of architecture]. Moscow : Progress-Traditsiya Publ., 2002. 512 p. (rus)
  5. Vitruvius M. Desyat' knig ob arkhitekture [Ten books on architecture]. Leningrad : Sotsekgiz Publ., 1936. 341 p. (transl. from Lat.)
  6. Nikonov V. Chelovek Vitruviya i dr. [Vitruvius man]. VII Ikonnikovskie chteniya. Available at : www.artgorbunov.ru/bb/modular/vitruvianman/ (rus)
  7. Architectural Theory: From the Renaissance to the Present 89 Essays on 117 Treatises, Köln: Taschen, 2011. V. 1–2. 1508 p.
  8. Dürer A. Dürer Prints. Moscow : Kniga Publ., 1981. 48 p. (transl. form Ger.)
  9. Antichnost. Available at : www.antonovich.com.ru/ (rus)
  10. Nikolaev I.S. Professiya arhitektora [Profession of architect]. Moscow : Stroiizdat Publ., 1984. 384 p. (rus)
  11. Shevelev I.Sh. Formoobrazovanie [Shaping]. Kostroma : DiAr Publ., 1995. 160 p. (rus)
  12. Shevelev I.Sh. Printsip proportsii [Principle of proportions]. Moscow : Stroyizdat Publ., 1986. 200 p. (rus)
  13. Haselberger L. Stroitel'nye chertezhi khrama Apollona v Didimakh [The construction plans for the temple of Apollo at Didyma]. V mire nauki. 1985. No. 2; Scientific American. 1985. No. 12. (transl. form Engl.)
  14. Gladkii V.D. Drevnii Mir. Sovremennaya enciklopediya. T. 1. [Ancient world]. Moscow : Tsentrpoligraf Pibl., 1998. V. 1. 562 p. (rus)
  15. Glazichev V.L. Evolyuciya tvorchestva v arhitekture [Creativity evolution in architecture]. 1986. 496 p. (rus).
  16. Polyakov E.N., Leonteva N.M., Uvarkina E.S. Osobennosti skul'pturnykh syuzhetov Parfenona [Sculptures of Parthenon]. Vestnik TSUAB. 2010. No. 1. Pp. 12–25. (rus)
  17. Smolina N.I. Tradicii simmetrii v arhitekture [Traditions of symmetry in architecture]. Moscow : Stroyizdat Publ., 1990. 344 p. (rus)
  18. Veslopolova G.N. Arhitekturnie ordera [Architectural orders]. Penza : Sotsiosfera Publ., 2012. 212 p. (rus)
  19. Loktev V.I. Barokko ot Mikelandjelo do Gvarini [Baroque from Michelangelo to Guarini]. Moscow : Arkhitektura-S. 2004. 496 p. (rus)
  20. Losev A.F. Estetika Vozrozhdeniya [Renaissance Aesthetics]. Moscow : Mysl Publ., 1982. 626 p. (rus)
  21. Safaralieva D.A. Uchebnii risunok v akademii hudojestv [Training design in fine arts academy]. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo. 1990. 158 p. (rus)
  22. Barhin M.G. Mastera sovetskoi arhitekturi ob arhitekture. Izbrannie otrivki iz pisem, statei, vistuplenii i traktatov. V. 2-h t. T. 1. [Masters of Soviet architecture about architecture]. In 2 vol. Moscow: Iskusstvo Publ., 1975. 544 p. (rus)

Статья | (2.57 Mб)