Карташова А.А.

УДК 14: (00+62)

КАРТАШОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА, ассистент,

anianaumova@mail.ru

РОГОТНЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, доцент,

erogotneva@rambler.ru

Томский политехнический университет,

634000, г. Томск, ул. Усова, 4а

КОНСЕРВАТИВНОСТЬ  ОБРАЗОВАНИЯ  ПРОТИВ  МОБИЛЬНОСТИ  ОБЩЕСТВА

Ключевая проблема образования как социального института заключается в его консервативности. С одной стороны, это качество позволяет сохранить внутреннюю целостность, с другой – приводит к противоречию с реалиями жизни вне стен образовательного учреждения. В статье приведен подробный анализ противоречий между обществом и образованием. По каждому выявленному противоречию предложен вариант решения. Перечислены задачи, которые ставят перед образованием информационное общество и наука. Показано, что решение этих задач приведет к преодолению кризиса и противоречий в образовании.

Ключевые слова: образование; общество; мобильность; консерватизм; противоречия.

Библиографический список

  1. Асаул, А.Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А.Н. Асаул, Б.М. Карпов. – СПб. : Гуманистика, 2007. – 280 с.
  2. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. – М., 1998. – 697 c.
  3. Захарова, Э.А. Проблема образования и ницшевский идеал самосозидающей личности / Э.А. Захарова, Б.Н. Пойзнер // Вестник высшей школы. – 1992. – № 4–6. – С. 32–35.
  4. Князева, Е.Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Высшее образование в России. – 1994. – № 4. – С. 31–36.
  5. Морен, Э. Метод. Природа Природы / Э. Морен. – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – 464 с.
  6. Мотрошилова, Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность. Ч. 1 / Н.В. Мотрошилова // Вопросы философии. – 2004. – № 11. – С. 3–18.
  7. Огурцов, А.П. Философия науки эпохи Просвещения / А.П. Огурцов. – М. : Наука, 1993. – C. 109.
  8. Огурцов, А.П. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век / А.П. Огурцов, В.В. Платонов. – СПб. : РХГИ, 2004. – C. 59.
  9. Смирнов, С.А. Содержательные (парадигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования / С.А. Смирнов // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. – М., 2003. – 345 с.
  10. Солодова, Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход / Е.А. Солодова ; предисл. Г.Г. Малинецкого. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 344 с.

______________________________

ANNA A. KARTASHOVA, Assistant Professor,

anianaumova@mail.ru

ELENA N. ROGOTNEVA, A/Professor,

erogotneva@rambler.ru

Tomsk Polytechnic University,

30, Lenin Ave., 634050, Tomsk, Russia

CONSERVATIVE  EDUCATION  VS  SOCIAL  MOBILITY

The main problem of education as a social institution is its conservatism. On the one hand, it allows to keep the internal integrity. On the other hand, it leads to a contradiction with the realities of life outside the educational institution. Consequently, the objective of this work is to identify threats of education and offer the solutions to the existing contradictions. The article provides a detailed analysis of the contradictions between society and education. Possible solutions are offered. The authors mention the tasks of the information society and science. It is shown that solving these tasks will help to overcome the crisis and contradictions in education.

Keywords: education; society; mobility; conservatism; contradictions.

References

  1. Asaul A.N., Karpov B.M. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem v usloviyakh innovatsionnoi ekonomiki [University management under innovative economy conditions]. St.-Petersburg: Gumanistika, 2007. 280 p. (rus)
  2. Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. Moscow, 1998. 697 p. (rus)
  3. Zakharova E.A, Poizner B.N. Problema obrazovaniya i nitsshevskii ideal samosozidayushchei lichnosti [The problem of education and Nietzsche's ideal of self-creating personality]. Alma mater, 1992.No. 4–6. Pp. 32–35. (rus)
  4. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Sinergetika kak sredstvo integratsii estestvennonauchnogo i gumanitarnogo obrazovaniya [Synergy as a tool of integration of science and humanities]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 1994. No. 4. Pp. 31–36. (rus)
  5. Moren E. Metod. Priroda Prirody [Nature of nature]. Moscow : Progress-Traditsiya, 2005. 464 p. (rus)
  6. Motroshilova N.V. Idei edinoi Evropy: filosofskie traditsii i sovremennost'. Ch. 1 [Ideas of the united Europe: philosophical traditions and modernity. Pt. 1]. Russian Studies in Philosophy,2004. No. 11. Pp. 3–18. (rus)
  7. Ogurtsov A.P. Filosofiya nauki epokhi Prosveshcheniya [Philosophy of science of the Age of Enlightenment]. Moscow : Nauka, 1993. 109 p. (rus)
  8. Ogurzov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. XX vek [Education. Western philosophy of education. 20th century]. St.-Petersburg : RHGI Publ., 2004. P. 59. (rus)
  9. Smirnov S.A. Soderzhatelnyye (paradigmalnyye) aspekty vysshego sotsialno-gumanitarnogo obrazovaniya [Substantive (paradigmal) aspects of higher social and humanitarian education] Prepodavaniye sotsialno-gumanitarnykh distsiplin v vuzakh Rossii. Moscow, 2003. 345 p. (rus)
  10. Solodova E.A. Novye modeli v sisteme obrazovaniya: Sinergeticheskii podkhod [New models in education: synergetic approach]. Moscow: ‘LIBROKOM’ Publ., 2012. 344 p. (rus)

Статья | (356 Кб)