Попов Л.Е.

ПОПОВ ЛЕОНИД ЕВГЕНЬЕВИЧ, докт. физ.-мат. наук, профессор,

l.popov@vemn.de

ПОСТНИКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. физ.-мат. наук, доцент,

psntomsk@gmail.com

КОЛУПАЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, докт. физ.-мат. наук, профессор,

ksn@tsuab.ru

СЛОБОДСКОЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, докт. физ.-мат. наук, профессор,

sloboda@tsuab.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет,

634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ОБЩИЕ  ПРИНЦИПЫ  ЕСТЕСТВЕННЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрены принципы естественных технологий в образовательной деятельности. Обсуждается необходимость взаимодействия анализа и синтеза при ведущей роли последнего при проектировании технологий, к какой бы сфере деятельности они ни относились. Рассмотрен технологический подход к живым системам, предложенный академиком А.М. Уголевым. Показана определяющая роль самостоятельной работы обучающихся.

Ключевые слова: образование; технологии образовательной деятельности; проектирование; анализ; синтез.

Библиографический список

  1. Капица, С.П. Парадоксы роста / С.П. Капица. – М. : Альпина нон фикшн, 2010. – 192 с.
  2. Margulis, L. What is life / L. Margulis, D. Sagan // Berkely and Los Angeles. – University of California press, 1995. – 289 p.
  3. Акофф, Р. Преобразование образования / Р. Акофф, Д. Гринберг. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2009. − 196 с.
  4. Тарасенко, Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем) / Ф.П. Тарасенко. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2004. – 186 с.
  5. Тюрюканов, А.Н. Н.В. Тимофеев-Ресовский: Биосферные раздумья / А.Н. Тюрюканов, В.М. Федоров. – М. : Космонавтика – Человечеству, 1996. – 368 с.
  6. Естественные ресурсы и технологии в образовательной деятельности / Л.Е. Попов, С.Н. Постников, С.Н. Колупаева, М.И. Слободской. – Томск : Изд-во ТГАСУ, 2011. – 256 с.
  7. Капра, Ф. Паутина жизни / Ф. Капра. – М. : ООО Издательский дом «София», 2002. – 368 с.
  8. Капра, Ф. Скрытые связи / Ф. Капра. – М. : ООО Издательский дом «София», 2004. – 336 с.
  9. Vernadsky, V.I. The Biosphere / V.I. Vernadsky. – Complete Annotated Edition. – New York : Newramont Publishing Company New York; Springer Verlag, New York, inc., 1998. − 192 p.
  10. Уголев, А.М. Эволюция пищеварения и принципы эволюции функций. Элементы современного функционализма / А.М. Уголев. – Л. : Наука, 1985. – 544 с.
  11. Уголев, А.М. Естественные технологии биологических систем / А.М. Уголев. – Л. : Наука, 1987. – 318 с.
  12. Уголев, А.М. Трофология – новая междисциплинарная наука / А.М. Уголев // Вестник АН СССР. – 1980. – № 1. – С. 50–61.
  13. Уголев, А.М. Теория адекватного питания и трофология / А.М. Уголев. – СПб. : Наука, СПб. отделение, 1991. – 272 с.
  14. Матурана, У. Древо познания / У. Матурана, Ф. Варела. – М. : Прогресс – Традиция, 2001. – 224 с.
  15. Громова, Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы / Е.А. Громова. – М. : Наука, 1980. – 181 с.
  16. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М. : Наука, 1982. – 270 с.
  17. Маунткасл, В. Организующий принцип функции мозга – элементарный модуль и распределенная система / В. Маунткасл, Дж. Эделман // Разумный мозг. – М. : Мир, 1981. – С. 15–66.
  18. Хьюбел, Д. Глаз, мозг, зрение / Д. Хьюбел. – М. : Мир, 1990. – 240 с.
  19. Хьюбел, Д. Центральные механизмы зрения / Д. Хьюбел, Т. Визель // Мозг. – М. : Мир, 1984. – С. 166–197.
  20. Koch, C. Quest for Consciosness / C. Koch // A neurobiological approach. – Denver, Colo. : Roberts and Co, 2004. – 448 p.
  21. Хокинс, Дж. Об интеллекте / Дж. Хокинс, С. Блейксли. – М.; СПб.; Киев : И.Д. «Вильямс», 2007. – 239 с.
  22. Anokhin, K.V. Stalle memory traces in the ever changing brain: Reality or delusion? / K.V. Anokhin. // International Journal of Psychophysiology. – 2008. – V. 69. – P. 156–157.
  23. Демидов, В.Е. Как мы видим то, что видим / В.Е. Демидов. – М.: Знание, 1979. – 208 с.
  24. Вершинин, Б.И. Мозг и обучение. Методика реализации функциональных возможностей мозга / Б.И. Вершинин. – Томск : Изд-во Томского политехнического ун-та, 1966. – 76 с.
  25. Состояние души. Беседы о педагогике как науке о путях реализации функциональных возможностей мозга / Б.И. Вершинин, Л.Е. Попов, С.Н. Постников, М.И. Слободской. – Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2006. – 443 с.
  26. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М. : Наука, 1982. – 270 с.
  27. Пенроуз, Р. Тени разума. В поисках науки о сознании / Р. Пенроуз. – М.; Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2005. – 688 с.

______________________________ 

POPOV, LEONID EUGENJEVICH,Dr. of phys.-math. sc., prof.,

l.popov@vemn.de

POSTNIKOV, SERGEI NIKOLAYEVICH, Cand. of phys.-math. sc., assoc. prof.,

psntomsk@gmail.com

KOLUPAEVA, SVETLANA NIKOLAYEVNA, Dr. of phys.-math. sc., prof.,

ksn@tsuab.ru

SLOBODSKOI, MIKHAIL IVANOVICH, Dr. of phys.-math. sc., prof.,

sloboda@tsuab.ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

GENERAL  PRINCIPLES  OF  NATURAL  EDUCATIONAL  TECHNOLOGIES

The article considers the principles of natural technologies in educational activities. The need of interaction of analysis and synthesis with the leading role of the latter in the design of the technologies is discussed, no matter what field of activity they would belong.

Статья | (519 Кб)