Морозова О.В.

УДК 72.03

МОРОЗОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, ассистент,

abbris@ngs.ru

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия,

630009, г. Новосибирск, Красный проспект, 38

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  СТРУКТУРЫ  ИКОНОГРАФИЧЕСКОГО  И  ИКОНОЛОГИЧЕСКОГО  МЕТОДОВ  В  ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОМ  ИССЛЕДОВАНИИ

Структура иконографического и иконологического методов описывается на основании базовой теоретической модели, включающей в себя предметно-концептуальный, операциональный и нормативный элементы метода. Методологическая характеристика иконографии и иконологии архитектуры строится на сопоставлении их общих черт и различий. Изучение содержания элементов данных методов и связей между ними поясняет их методологический аппарат, способствуя применению в конкретных историко-архитектурных исследованиях.

Ключевые слова: иконографический и иконологический методы, структура метода, методологический анализ, методология историко-архитектурного исследования.

Библиографический список

  1. Морозова, О.В. Структура метода историко-архитектурного исследования (на примере иконологического анализа памятника архитектуры) [Электронный ресурс] / О.В. Морозова // Архитектон: известия вузов. – 2011. – № 34. Приложение. – Условия доступа : http://archvuz.ru/numbers/2011_22/03
  2. Бандманн, Г. Иконология архитектуры / Г. Бандманн // Искусствознание. – 2004. – № 1. – С. 426–468.
  3. Гомбрих, Э. О задачах и границах иконологии / Э. Гомбрих // Советское искусствознание. Искусство ХХ века. – М. : Советский художник, 1989. – Вып. 25. – С. 275–305.
  4. Панофский, Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Э. Панофский. – СПб. : Издательский дом «Азбука-классика», 2009. – 432 с.
  5. Леонтьева, И.М. Иконология как метод исследования : лекция / И.М. Леонтьева. – М. : МГУКИ, 2005. – 26 с.
  6. Ванеян, С.С. Архитектурная семантика: типология значения и характерология смысла. Иконология архитектуры в интерпретации Гюнтера Бандманна / С.С. Ванеян // Искусствознание. – 2004. – № 1. – С. 468–476.
  7. Дажина, В.Д.Э. Панофский и его книга «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада» / В.Д. Дажина. – М. : Искусство, 1998. – 362 с.
  8. Попов, Ч. Эстетические проблемы иконологии / Ч. Попов // Советское искусствознание. Искусство ХХ века. – М. : Советский художник, 1989. – Вып. 25. – С. 249–267.
  9. Рубцов, Н.Н. Критический анализ «Философии истории искусства» или «Теории иконологической интерпетации» Эрвина Панофского : автореф. дис. … канд. фил.: 09.00.04. М. : Моск. гос. ун-т, 1979. – 23 с.
  10. Ванеян, С.С. Архитектурный символизм и иконографический метод / С.С. Ванеян // Вестник МГУКИ. – 2007. – № 1. – С. 146–149.
  11. Ванеян, С.С. Архитектура и иконография. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии : автореф. дис. … докт. искусствоведения: 17.00.04. – М. : Моск. гос. ун-т им. В. Ломоносова, 2007. – 48 с.
  12. Иконография архитектуры: сб. науч. трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) / под ред. А.Л. Баталова. – М. : ВНИИТАГ, 1990. – 213 с.
  13. Наумкин, Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В.И. Баженова / Г.И. Наумкин. – М. : Компания Спутник+, 2004. – 224 с.
  14. Ревзин, Г.И. «Мир иной» как мотив архитектурной иконографии / Г.И. Ревзин // Очерки по философии архитектурной формы. – М. : ОГИ, 2002. – 144 с.
  15. Щенков, А.С. Об иконографии и тектонике православного храма: опыт содержательной интерпретации архитектурных форм / А.С. Щенков, Т.Н. Вятчанина. – М. : НИИ теории архитектуры и градостроительства, 1996. – 84 с.
  16. Юрьева, Т.В. Триумфальная арка как иконографический прототип русского православного иконостаса / Т.В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. – 2006. – № 1. – С. 38–42.
  17. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Э. Умберто. – СПб. : Симпозиум, 2004. – 554 с.
  18. Арсланов, В.Г. История западного искусствознания ХХ века / В.Г. Арсланов. – М. : Академический проект, 2003. – С. 768.
  19. Панофский, Э. Готическая архитектура и схоластика / Э. Панофский // Богословие в культуре средневековья. – Киев : Христианское братство «Путь к истине», 1992. – 383 с.
  20. Баталов, А.Л. К интерпретации архитектуры собора Покрова на Рву / А.Л. Баталов // Иконография архитектуры: сб. науч. трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) ; под ред. А.Л. Баталова. – М. : ВНИИТАГ, 1990. – С. 15–37.
  21. Ревзин, Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века / Г.И. Ревзин // Архив архитектуры. – 1992. – Вып. II. – 199 с.
  22. Ванеян, С.С. Архитектура и иконография. Проблемы классических методов истории искусства / С.С. Ванеян // Вестник МГУ. – 2007. – № 2. – С. 92–104.
  23. Щенков, А.С.Проблемы иконографии храма /А.С. Щенков, Т.Н. Вятчанина // Об иконографии и тектонике православного храма: опыт содержательной интерпретации архитектурных форм ; НИИ теории архитектуры и градостроительства. – М. : [б. и.], 1996. – 84 с.
  24. Панофский, Э. История искусства как гуманитарная дисциплина/ Э. Панофский ; пер. с англ. В.В. Симонова // Смысл и толкование изобразительного искусства : ст. по истории искусства. – СПб. : Акад. проект, 1999. – 393 с.
  25. Ванеян, С.С. Храм как икона: иконография архитектуры и архитектурная иконография в североитальянской поздней готике / С.С. Ванеян // Иконография архитектуры: сб. науч. трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) ; под ред. А.Л. Баталова. – М. : ВНИИТАГ, 1990. – С. 38–56.
  26. Юрасова, И.В. Символика архитектурных форм русского православного храма (связь с идеей православного храма) [Электронныйресурс]  / И.В. Юрасова // РусАрх. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. –Условиядоступа :http://www.rusarch.ru/jurasova1.htm – Загл. сэкрана.
  27. Лидов, А.М. Иерусалимский кувуклий. О происхождении луковичных глав / А.М. Лидов // Иконография архитектуры: сб. науч. трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) / под ред. А.Л.Баталова. – М. : ВНИИТАГ, 1990. – С. 57–69.
  28. Ванеян, С.С. Иконография архитектуры и архитектурная иконология или «Возвращение торгующих» / С.С. Ванеян // Православная иконология – основы и перспективы: материалы 1-й Международной конференции, 27 ноября 2004 г. (С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т православной иконологии) / сост. М.В. Васина. – СПб. : Петрополис, 2005. – С. 43–63.
  29. Медведкова, О.А. Царицынская псевдоготика В.И. Бажова. Опыт интерпретации / О.А. Медведкова // Иконография архитектуры: сб. науч. трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) / под ред. А.Л. Баталова. – М. : ВНИИТАГ, 1990. – С. 153–174.
  30. Швидковский, Д.О. К иконографии садово-парковых ансамблей русского просвещения / Д.О. Швидковский // Иконография архитектуры: сб. науч. трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) / под ред. А.Л. Баталова. – М. : ВНИИТАГ, 1990. –С. 174–187.
  31. Ревзин, Г.И. Ренессансные мотивы в архитектуре неоклассицизма начала ХХ века / Г.И. Ревзин // Иконография архитектуры: сб. науч. трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) / под ред. А.Л. Баталова. – М. : ВНИИТАГ, 1990. –С. 187–211.
  32. Шерстобитова, О.С. О возможности применения герменевтики в археологии (к проблеме воссоздания понимательной материи символов) / О.С. Шерстобитова // Теоретико-методологические проблемы современного социогуманитарного знания: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Курган. гос. ун-т ; отв. ред. В.В. Менщиков. – Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2007. – С. 49–54.
  33. Раппапорт, А.Г. Введение. Архитектура и герменевтика / А.Г. Раппапорт // Иконография архитектуры: сб. науч. трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) / под ред. А.Л. Баталова. – М. : ВНИИТАГ, 1990. – С. 5–15.
  34. Лукашевич, В.К. Научный метод. Структура, обоснование, развитие / В.К. Лукашевич ; науч. ред. А.Н. Елсуков. – Минск : Навука i тэхнiка, 1991. – 207 с.

______________________________ 

MOROZOVA, OLGA VLADIMIROVNA, lecturer,

abbris@ngs.ru

Novosibirsk State Academy of Architecture and Arts,

38, Krasniy Avenue, Novosibirsk, 630009, Russia

METHODOLOGICAL  ANALYSIS  OF  STRUCTURE  OF  ICONOGRAPHIC  AND  ICONOLOGICAL  METHODS  IN  HISTORICAL  AND  ARCHITECTURAL  RESEACH

The structure of iconographic and iconological methods is described by means of the basic theoretical model including the object-conceptual, the operational and the normative elements of a method. Methodological characteristics of iconography and iconology of architecture are based on a composition of their similarities and differences. The analysis of the elements of the given methods and their interrelation explains their methodological structures and application in specific historical and architectural researches.

Keywords: iconographic and iconological methods, structure of the method, methodological analysis, the methodology of historical and architectural research.

Статья | (858 Кб)